Аукцион гравюр

Среда, 3 мая 2017, 17:13

Термин «гравюры старых мастеров» относится к изображениям, созданным в Европе с 14 века до начала 19-го века. Работы великого графического визионера Франсиско де Гойи (1746-1828), которого называют «последним старым мастером и первым современным художником», служат полезной, хотя и несколько произвольной конечной точкой. Сохранились лишь очень немногие экземпляры ранних гравюр, созданных анонимными мастерами. Попадая на аукцион гравюр, такие работы стоят огромные деньги.

Когда были созданы первые гравюры старых мастеров?

Самые ранние печатные изображения в Европе были созданы в 14 веке – к тому времени Китай уже оглядывался на 1000-летнюю традицию гравюры. На Западе идея создания изображений путем печати, а не живописи или рисунка, вероятно, возникла из производства текстиля и практики штамповки кусочков ткани с повторяющимися узорами.

Вопрос о том, где были сделаны самые первые гравюры в Европе, – в Италии или к северу от Альп – до сих пор остается предметом исследований и научных дебатов. Есть версия, что точкой отсчета стал регион на юго-западе Германии и в Швейцарии, который сегодня называют Эльзасом. Неслучайно Мартин Шонгауэр (ок. 1448–1491), самый первый гравер, чье имя сохранилось в истории, происходил из Эльзаса и родился в семье ювелиров. Альбрехт Дюрер, выдающаяся фигура следующего поколения, также был сыном ювелира.

Какие техники гравюры применялись?

Ксилография – это рельефный отпечаток на дереве. При такой методике выступающие линии образуют изображение, а фон вырезается. Офорты создаются по другой технологии, с помощью кислоты. Рабочая поверхность покрывается специальным кислотоупорным лаком, а мастер выцарапывает рисунок. После этого изделие опускают в кислоту. В процессе травления линии, защищенные лаком, остаются невредимыми, а открытые – углубляются, образовываются желобки.

Как эти методы развивались с течением времени?

Раньше ксилографию или гравированную пластину нужно было просто прижимать или тереть о бумагу вручную – процессы, которые довольно быстро были заменены использованием печатных машин. Благодаря усовершенствованной технологии и возросшему спросу можно было напечатать сотни оттисков. Часто, особенно в случае известных художников-граверов, таких как Дюрер и Рембрандт, блоки или пластины продолжали использоваться для печати еще долго после смерти художника – иногда в 19 или даже 20 веке.

В 19 веке был изобретен литографический метод печати. Суть техники заключается в нанесении рисунка специальным жиром – на эти места не пристает краска. Почти все довоенные афиши и плакаты напечатаны именно путем литографии. Изучив аукцион гравюр «Аукционного дома № 1», вы можете найти лучшие из этих работ.

Насколько важен вопрос о том, когда была сделана гравюра старого мастера, с точки зрения определения ее ценности?

Специфика такова, что чем раньше создана работа, тем выше она ценится. И дело не только в том, что это антиквариат. Давление в прессе огромно, и при каждом проходе через пресс печатный блок или пластина изнашиваются. Мало-помалу тонкие выступы куска дерева сплющиваются или ломаются, и оно может даже треснуть. В более поздних ксилографических работах видны пробелы, линии становятся шире, изображение грубое и неровное.

Гравированные линии на металлической пластине тоже теряют глубину и резкость, более поздние оттиски гравюр становятся серыми и слабыми, так как бороздки удерживают меньше чернил и тончайшие линии начинают исчезать. В то время как прекрасные ранние работы дают зрителю ощущение глубины и атмосферы, очень поздние могут казаться одномерными и безжизненными.

Как определить время, когда была сделана гравюра?

В первую очередь это вопрос качества – насколько сильным, четким и насыщенным будет изображение. Однако качество печати – это вопрос суждений и опыта, а значит, категория субъективная.

Во многих случаях есть веские доказательства относительно хронологии печати, поскольку гравюры часто существуют в разных состояниях. Например, когда Рембрандт впервые создал портрет ювелира Яна Лютмы (1656 год), он оставил фон почти пустым и напечатал несколько его оттисков. Вскоре после этого он решил добавить окошко к фону пластины и напечатал несколько дополнительных оттисков.

Обоснования каталогов многих наиболее важных мастеров печати описывают такие состояния – преднамеренные или иногда случайные изменения (например, царапины или трещины) печатных форм или блоков, которые помогают отличать ранние от более поздних или очень поздних отпечатков.

Было проведено много исследований, чтобы определить типы бумаги, которые использовались разными граверами на протяжении своей карьеры. С самого начала бумажные фабрики наносили на свои бумаги водяные знаки. Хорошо задокументировано, например, что примерно до 1520 года Дюрер часто использовал бумагу с водяным знаком в форме головы быка, и что ранние оттиски некоторых гравюр, вытравленных Рембрандтом в 1640-х годах, появляются на бумаге с водяным знаком «Шапка дурака». Оттиски, напечатанные спустя десятилетия или даже столетия, будут напечатаны на другой бумаге с другими водяными знаками. Иногда изображения может быть напечатано на части листа без водяного знака, и в этом случае оценщики могут полагаться только на структуру бумаги, чтобы определить приблизительную дату ее изготовления. В целом, чем мельче «сетка» бумаги, тем она старше.

Какие еще факторы, помимо даты печати и качества оттиска, могут повлиять на ценность гравюры?

Всего несколько параметров: состояние сохранности, редкость, значимость и востребованность предмета, знание того, кто активен на рынке в данный момент, общие изменения вкуса и происхождения. Один из ключевых критериев – тиражность. Некоторые из техник малотиражные из-за того, что доска быстро изнашивается и получить равноценные оттиски невозможно. До появления техники офорта никто не мог выпустить несколько тысяч экземпляров работ без потери качества.

Примерно с 17 века стало принято делать на полях гравюр отметки. Если вы видите число, написанное через дробь, первое из них – номер листа, второе – общий тираж. Возможность проследить происхождение оттиска «облагораживает» гравюру и повышает ее ценность, вселяя в владельца или потенциального покупателя уверенность в том, что это действительно уникальное изделие и прекрасная инвестиция. Такие произведения в будущем можно отправить на аукцион гравюр и неплохо заработать на перепродаже.

Как меняется рынок?

В то время, как громкие имена, прежде всего Альбрехт Дюрер и Рембрандт, по-прежнему доминируют на рынке с точки зрения количества предлагаемых гравюр и достигнутых цен, на рынок выходят более «молодые» произведения. Все более востребованными становятся необычные, причудливые и драматические изображения менее известных художников-граверов, например, работы Ганса Себальда Бехама и Пьера-Поля Прюдона. Растет спрос на советские литогравюры, особый интерес наблюдается к работам Ройтера. Добро пожаловать на аукцион гравюр – здесь вы сможете найти работы, которые станут достойным украшением вашей коллекции.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!