Городской пейзаж

Городской пейзаж – это отображенные на холсте сюжеты жизни городских жителей, суетливой обстановки и событий, происходящих вокруг. Маленькие, уходящие вглубь города улочки, широкие мостовые, оживленные городские площади, большие исторические здания и объекты современной постройки – все это и является отображением городского пейзажа.

Зарождение этого направления живописи приходится на XVI век, а уже через столетие оно будет признанным как среди ценителей изобразительного искусства, так и среди художественных критиков. Особенное расположение картины с городским пейзажем вызывают у путешественников, которые приобретают холсты на память о местах, где они побывали. Стоит отметить, что изображенные на картинах улицы городов, будничная жизнь горожан не всегда выглядела реалистично. Иногда художники делали эскизы и отображали пейзажи, руководствуясь собственным воображением. Однако несмотря на фантазии, в результате которых на холсте живописца возвышались высокие замки, добротные крепости и заброшенные здания, традиции жанра всегда сохранялись.

История развития и формирования жанра

Городской пейзаж представляет собой жанр европейской живописи. Это результат развития пейзажа, который длился не одно столетие. В средние века этот жанр не развивался самостоятельно, а был лишь необходимым фоном, используемым для расположения фигурной композиции, например, в работах на религиозную тематику и в светской живописи.

Итальянское искусство XV века – это период, когда начали развиваться архитектурные пейзажи, являющие собой изображения городов с точной детализацией объектов с близи и с высоты птичьего полета. Нередко художники использовали свое воображение, изображая на полотнах фантастические архитектурные виды, отражающие одновременно такие жанры, как готический, античность и трагедия.

Художники, сделавшие вклад в развитие жанра

Первооткрывателями венецианского городского пейзажа стали известные итальянские живописцы Карпаччо и Беллини. В пейзаже преобладала архитектурная ведута, представляющая собой жанр западноевропейской живописи и графики. Также расцвет жанра связан с именем итальянского живописца Каналетто, который являлся мастером городских пейзажей в стиле академизма. Завершающим звеном этой эволюции выступил Франческо Гварди – представитель венецианской школы и мастер пейзажной живописи как реальной, так и вымышленной.

Не менее ценный вклад в развитие и формирование такого жанра, как городской пейзаж, сделали следующие живописцы:

  • Художник и гравировщик Питер Янс Санредам. Это известная личность, родом из Нидерландов. Художник специализировался на написании церковной обстановки и интерьеров. Его работам свойственна тщательность воспроизведения рисуемых объектов, протестантская этика и подчеркнутый аскетизм.
  • Ян ван дер Хейден. Этот художник – соотечественник Санредама. Его специализация – изображение на холстах родного голландского города Амстердама. Отличие его картин – отстраненность и реалистичность пейзажей родной страны и ее городов.

Согласно историческим данным, XVIII столетие стало эпохой расцвета городского пейзажа в Венеции. Этот город славился тем, что в нем трудилось много известных пейзажистов, наиболее знаменитыми на то время были: Марко Риччи, Франческо Гварди и др.

В XVII – XVIII веках открываются новые стили городского пейзажа, например, формируется жанр с необычным названием «каприччио», представляющий собой полет фантазии, игра воображения с отображением представляемого на холсте. Последователи жанра «каприччио» рисовали разрушенные античные сооружения. Признанными мастерами в то время стали такие венецианские художники, как:

  • Джованни Паоло Панини. Итальянский художник и архитектор эпохи Рококо, работы которого имели огромный успех у путешественников и туристов.
  • Джанбаттисто Тьеполо. Работы художника не ограничиваются архитектурными фантазиями, на них часто изображены образы воинов и философов, гуляющих среди развалин и разбитых античных статуй.

Русские живописцы – мастера городского пейзажа

Первым в истории русской живописи, мастером городского пейзажа стал Федор Яковлевич Алексеев. Художник получил образование в Петербургской Академии Художеств, далее продолжил обучение в Италии, работая с такими учителями, как Д. Моретти и П. Гаспари. После обучения он стал самостоятельно заниматься написанием картин с жанром городской пейзаж. Его деятельность была основана на копировании картин таких знаменитых пейзажистов, как А. Канале, Ф. Гварди.

Федор Алексеев – создатель возвышенного и прекрасного образа родного города. Основное внимание при написании пейзажа он уделял изображению водной поверхности Невы, плывущим по ней лодкам и синему небу над головой. Петербург здесь – как отражение северной Венеции. Художник очень точно изображает на картине конкретную местность, сливает воедино документальную точность изображения и свое чувственное отношение к родному городу.

Еще одним известным живописцем и колористом прошлой эпохи стал Константин Коровин. Творчество мастера отличают черты импрессионизма. Его городские пейзажи воплощают в себе гамму чувств и цветовых оттенков. Основа метода Коровина – умение преобразить самый простой и явно непривлекательный мотив в нечто высокое и эстетическое.

Борис Кустодиев – личность не менее выдающаяся в сфере изобразительного искусства. Художник создал много графически острых портретов, в его наследии — штудии обнаженной натуры, многочисленные эскизы и этюды, позволяющие детально изучить механизмы его творчества. Главной его работой была картина «Городской пейзаж с тройкой».

Современным художникам также иногда удается проникнуться идеей городского пейзажа, с точностью передать чувства и настроение, воспроизвести кистью атмосферу утренних улиц, дождливых и снежных дней, отражение фонарных столбов и автомобильных фар.

Городской пейзаж XVIII–XIX века

Новое время приходится на XVIII– XIX век. В этот период в Европе расцвел другой жанр городского пейзажа, называемый, как ведута. Оригинальное название ведута обозначает картину, гравюру или просто рисунок, на котором в мельчайших деталях выполнен вид города. Одним из самых выдающихся ведунистом того времени был венецианец Антонио Каналетто. Последователем творчества Каналетто стал его племянник, писавший на холсте виды крупных европейских городов, таких как Варшава, Дрезден и пр.

Середина XIX века – период, когда художники стремились оживить пейзажные сцены жанровыми. Импрессионисты отличались проникновенностью и проницательностью, они замечали все нюансы мегаполиса, такие как афиши и вывески, гостиницы, театры, крыши домов и прочие элементы из окружения. В тот период художники открыли для себя много нового, чего раньше даже боялись увидеть, они стали изображать на холстах промышленные зоны, железнодорожные вокзалы, строительные площадки и прочие крупные элементы. Далее искусство развивалось, уходя все глубже в поиски себя, однако даже современные художники сохраняют верность городскому жанру.

Где купить живопись городской пейзаж?

Картины с изображением города пользуются популярностью и в наши дни. Не менее востребованы изображения городских пейзажей, выполненные в нестандартном стиле, дающем представление об окружении и, одновременно, подчеркивающем видение местности художником.

На нашей торговой площадке «Аукционный дом №1» можно ознакомиться с широким выбором таких картин. Принять участие в аукционе может любой желающий, выступив в роли продавца или покупателя. Картина с городским пейзажем может быть выставлена в качестве лота на торги или выкуплена по цене, установленной продавцом.

Торговая площадка «Аукционный дом №1» – это популярный в России сервис, где можно купить или продать высокопрофессиональные произведения искусства, созданные зарубежными и отечественными художниками. Посетители нашего аукциона всегда первыми узнают о предстоящих торгах и принимают в них активное участие.