Адамович Михаил Михайлович
Годы жизни: | 1884–1947 |
Адамович Михаил Михайлович (1884–1947)
Михаил Михайлович Адамович — русский и советский художник-монументалист, живописец и график. Он стал одним из ярких представителей декоративно-прикладного искусства первой половины XX века. Особенно известен как автор агитационного фарфора периода первых лет Советской власти.
Происхождение и образование
Адамович родился 6 июля 1884 года в Москве. Окончил Строгановское художественно-промышленное училище в 1907 году, удостоившись золотой медали. Получив право на пенсионерскую поездку, он два года учился и работал в Италии, изучая традиции европейской монументальной живописи.
Раннее творчество
После возвращения в Россию он активно участвовал в росписи зданий Москвы и Петербурга. Среди его проектов — декоративные работы для особняков, оформление храмов и участие в создании росписей в Исаакиевском соборе и храме Христа Спасителя в Петербурге. Эти произведения отличались высоким уровнем исполнения и стилистическим разнообразием.
Агитационный фарфор
После революции Адамович стал одним из первых художников, начавших создавать агитационный фарфор. В 1919–1921 годах он работал на Государственном фарфоровом заводе (бывшем Императорском). Его тарелки с лозунгами и символикой («Кто не работает — тот не ест», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и др.) стали знаковым примером синтеза искусства и политической пропаганды.
Работа в Советском государстве
В 1920-е годы он участвовал в оформлении революционных праздников в Петрограде, сотрудничал с Дулёвским и Волховским фарфоровыми заводами, создавал декоративные панно для государственных учреждений. Кроме того, он участвовал в международных выставках. В 1925 году его фарфор был отмечен золотой медалью на Всемирной выставке в Париже.
Художественные объединения
Адамович был членом объединений «Мир искусства», «Община художников», а также участвовал в выставках АХРР. Его произведения соединяли в себе утончённую графику, декоративную выразительность и идеологическую заряженность.
Поздние годы и наследие
В 1930–1940-х годах художник продолжал работать в области монументального и прикладного искусства. Он оформлял интерьеры, создавал эскизы костюмов и сценографию. Михаил Михайлович Адамович скончался в 1947 году.
Значение
Творчество Адамовича — важный этап в развитии советского декоративного искусства. Его работы вошли в собрания Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и других ведущих коллекций. В наши дни они представляют не только художественную, но и историко-культурную ценность.