Амосова-Бунак Ольга Фёдоровна
Годы жизни: | 1888 — 1965 |
Амосова-Бунак Ольга Фёдоровна (1888–1965)
Ольга Фёдоровна Амосова-Бунак — российская и советская художница, живописец, график, сценограф. Как представительница неоклассического направления в изобразительном искусстве, она работала в различных жанрах: от архитектурных пейзажей и театральной декорации до иллюстрации, плаката и гравюры.
Происхождение и образование
Будущая художница родилась в 1888 году в семье вице-адмирала императорского флота Ф. И. Амосова. Её мать происходила из купеческой среды. В период с 1903 по 1905 год Ольга обучалась в школе живописи и рисунка Я. С. Гольдблата в Санкт-Петербурге. По собственным воспоминаниям, её ученические работы экспонировались на выставках в Академии художеств. Уже к 1905 году она начала самостоятельную творческую деятельность.
Жизнь в Крыму и обучение в Риме
С 1907 по 1911 год, следуя медицинским рекомендациям, художница жила в Крыму, преимущественно в Ялте. После этого, в 1911 году, она отправилась в Италию, чтобы улучшить здоровье и продолжить художественное образование. В Риме Ольга поступила в Английскую академию художеств, где училась до 1914 года. Именно тогда была создана её серия архитектурных пейзажей столицы Италии.
Ранний творческий путь
Уже с 1912 года Амосова активно участвовала в выставках. Её работы демонстрировались в рамках «Товарищества независимых», «Нового общества художников», на 19-й выставке акварелей и графики в галерее Лемерсье (Москва), а также в залах Петербургской консерватории. После возвращения в Россию в 1914 году она продолжила выставочную деятельность. Летом 1915 года в Камероновой галерее Царского Села прошла её персональная выставка, на которой было представлено 260 работ в технике масла, гуаши и акварели. К сожалению, в 1919 году вся эта коллекция погибла при наступлении армии Юденича.
Иллюстрации и театральная сценография
В 1914–1915 годах художница сотрудничала с журналами «Солнце России», «Лукоморье», «Огонёк». Её иллюстрации отличались выразительностью и стилевой узнаваемостью. Параллельно началась её театральная деятельность: она оформляла постановки для Театра Музыкальной драмы, Интимного театра и театра Евреинова «Привал комедиантов».
Позднее, в 1918 году, после переезда в Москву, она начала работу в киноателье А. А. Ханжонкова. Помимо этого, оформляла спектакли в Театре оперетты, 1-й студии МХТ и других театрах столицы. Кроме того, заняла должность заведующей художественными мастерскими при Наркомздраве. В эти же годы создавала революционные плакаты и портреты советских деятелей.
Участие в выставках и экспедиции
В 1919 году её произведения были представлены на «Первой Государственной свободной выставке произведений искусства» в Петрограде. Далее, в 1923 году, она приняла участие в выставке «Театрально-декорационное искусство Москвы 1918–1923». Через три года, в 1926 году, Амосова отправилась в научную экспедицию в Туву и Северную Монголию вместе с антропологом В. В. Бунаком. Впоследствии она вышла за него замуж и стала использовать двойную фамилию.
Уже в 1927 году в журнале «Красная нива» появились её графические работы, созданные по материалам этой экспедиции. В дальнейшем художница активно сотрудничала с периодической печатью и участвовала в выставках.
Работа в Гознаке и графика
С 1928 по 1931 год Амосова-Бунак работала на фабрике Гознак, где занималась разработкой эскизов почтовых марок, облигаций и государственных бланков. Позже, в середине 1930-х годов, она обратилась к технике линогравюры. В 1936–1937 годах прошла обучение в Институте усовершенствования художников-графиков под руководством В. А. Фаворского.
Поздние годы и вклад в искусство
В 1937 году, находясь в командировке в Грузии, Амосова-Бунак создала серию из 18 акварелей, изображающих архитектурные памятники. Уже в следующем году она вступила в МОССХ. С началом Великой Отечественной войны художница эвакуировалась в Киров, где работала в драматическом театре и иллюстрировала книги. В 1943 году её работы экспонировались на выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее.
После возвращения в Москву в 1944 году она продолжала жить и работать в столице, а также в Ленинграде. В 1930–1950-х годах художница трудилась над серией гравюр «Архитектура Москвы в прошлом и настоящем», которая, однако, так и не была издана. Помимо этого, она создала портреты Баженова, Лермонтова, Руставели, Гоголя, Микеланджело, акварельные портреты современников, а также городские пейзажи Москвы и Ленинграда. Кроме живописи, Амосова вела литературную деятельность и регулярно участвовала в художественных выставках.
Наследие
Ольга Фёдоровна Амосова-Бунак оставила значительное творческое наследие. Её произведения отличаются сочетанием эмоциональной выразительности и исторической точности. Благодаря своему разнообразному вкладу, она по праву считается одной из ярких фигур в истории российской графики и сценографии XX века.