Апостоли‑Триандофилос Владимир Александрович
Годы жизни: | 1890–1942 |
Владимир Александрович Апостоли-Триандофилос (1890–1942)
Владимир Александрович Апостоли-Триандофилос — советский живописец, график, мастер тематической картины и пейзажа. Представитель ленинградской школы, участник крупнейших выставок 1920–1930-х годов, член АХРР и Ленинградского Союза художников. Его творчество тесно связано с темами революции, индустриализации и повседневной жизни советского человека.
Образование и формирование
Родился 18 февраля 1890 года в Саратове или, по другим данным, в селе Арженки Тамбовской губернии. Получил художественное образование в Казанском художественном училище имени Фешина (ок. 1911), после чего продолжил обучение в Петроградском ВХУТЕМАСе, где его наставниками были известные мастера реалистической школы, в частности Д. Н. Кардовский.
Творческий путь
С 1915 года Апостоли начал участвовать в выставках. Его творчество развивалось в русле реалистической живописи с акцентом на революционную, индустриальную и социальную тематику. Он создавал:
-
тематические композиции:
«Бой на станции Екатеринбург»,
«Арест подпольной типографии» (1924),
«Экскурсия красноармейцев на Балтийском заводе» (1928),
«Домохозяйки читают проект Сталинской Конституции» (1937); -
портреты рабочих и военных:
«Машинист Лясковский» (1935),
«Отступление белых от Свердловска» (1935); -
жанровые сцены и пейзажи.
Его произведения отличались вниманием к деталям, эмоциональной выразительностью и подчёркнутой документальностью.
Общественная и выставочная деятельность
Владимир Апостоли был участником и членом различных художественных объединений:
-
Община художников
-
Общество имени Куинджи
-
АХРР (Ассоциация художников революционной России)
-
РАБИС
-
Ленинградский Союз художников (с 1932)
Он активно сотрудничал с «Ленизо» и участвовал в государственных заказах. Его работы демонстрировались на выставке «Индустрия социализма» (Москва, 1939) и других значимых смотрах советского искусства.
Последние годы
Во время блокады Ленинграда художник остался в городе. Несмотря на тяжелейшие условия, он продолжал творческую работу, но в 1942 году скончался от голода. Похоронен на Пискарёвском мемориальном кладбище — вместе с тысячами других жителей осаждённого Ленинграда.
Наследие
Картины Владимира Апостоли-Триандофилоса хранятся в Государственном Русском музее и других музейных и частных собраниях. Его вклад в искусство 1920–1930-х годов ценен не только художественно, но и как исторический документ эпохи. В 2025 году в Астрахани состоялась выставка, посвящённая его натюрморту 1920 года — «выставка одной картины», привлекшая внимание к забытым мастерам ленинградской школы.
Значение
Апостоли-Триандофилос был представителем поколения художников, чьё творчество строилось на пересечении личной художественной интонации и идеологического заказа. Он сумел передать дух времени без потери человеческой выразительности, остался верен принципам реализма и стал одним из выразителей визуального языка раннего советского государства.