Богатов Николай Алексеевич

Годы жизни:1854-1935 гг

Николай Алексеевич Богатов — живописец, график и иллюстратор русской жизни

Николай Алексеевич Богатов (16 декабря 1854, Москва — 7 октября 1935, там же) — русский и советский художник, график, иллюстратор. Он прославился жанровыми сценами, пейзажами и работами в области книжной и журнальной иллюстрации. Его искусство сочетало реализм, внимание к деталям и тёплую человеческую интонацию.

Образование и творческое становление

Богатов родился в Москве в семье придворного служителя. В 1869 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где его наставниками стали В.П. Пукирев, Е.С. Сорокин и В.Г. Перов. Именно под их влиянием он выбрал жанровое направление и обратился к теме народной жизни.

Уже в 1874 году картина «Отдых волов на пашне» принесла ему большую серебряную медаль и признание среди преподавателей. Вскоре он получил звание классного художника.

Жанры и тематика

Богатов создавал картины на тему деревенского быта, сцен из жизни детей и животных, а также пейзажи. Его полотна отличаются живым интересом к повседневности. Он искал вдохновение в простых моментах: игры, работа, прогулки, возвращение домой.

Среди наиболее известных работ:

  • «Девочка с гусями» (1875)

  • «Дети в лесу» (1883)

  • «Стадо у реки» (1895)

  • «Труженики» (1897)

Его стиль — мягкий, выразительный, близкий к реалистической школе. Благодаря сочной цветовой палитре и искренности сюжетов картины Богатова воспринимаются как отражение настоящей жизни.

Иллюстрации и графика

Помимо живописи, Николай Богатов работал как иллюстратор. Он оформлял произведения русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Мамина-Сибиряка и других. В 1890-х годах художник стал постоянным сотрудником журнала «Вокруг света», для которого создал множество графических рисунков.

Его литографии и иллюстрации ценились за точность, композицию и художественный вкус. Он сумел объединить книжную графику и народную образность.

Участие в выставках и объединениях

Художник активно участвовал в художественной жизни:

  • С 1878 года — член Московского общества любителей художеств;

  • В 1897–1913 годах — участник выставок Санкт-Петербургского общества художников;

  • Также выставлялся вместе с Обществом русских акварелистов и другими объединениями.

Благодаря этому его имя было известно широкой публике.

Наследие и признание

Богатов скончался в Москве в 1935 году. Его работы хранятся в крупнейших музеях:

  • Государственная Третьяковская галерея

  • Чувашский государственный художественный музей

  • Омский, Севастопольский, Сыктывкарский, Тверской художественные музеи

Кроме того, его акварели и рисунки продаются на аукционах в России и за рубежом. В частности, на Sotheby’s были представлены работы «Peasant boy» и «Old man and a boy».

Лотов нет
Лот №18
Богатов Николай Алексеевич (1854-1935 гг)
Две жанровые картины

1. Дети у плетня. Россия, 1878 год. Холст, масло. 49 Х 38 см. Справа внизу подпись и дата: Н.Богатовъ 1878г. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова (2018 г., А.А.Махотина).
Оформлена в авторскую раму. Россия, Московская губ., г.Сергиев Посад, 1900-е годы. Дерево, выжигание, резьба. 76,8 Х 66 см. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова на раму прилагается (О.Б.Стругова).
Декоративным акцентом рамы является изображение Жар-птицы - ее фигура охватывает правую и нижнюю части периметра. Изображения Жар-птицы, а иногда павлина часто встречаются у русских художников декоративно-прикладного искусства (у М.Врубеля, С.Малютина, А.Зиновьева, В.Бекетова, Ф.Шехтеля и других). Чаще они имеют стилизованный характер, в отличие от представленного, более реалистичного. Остальное простанство рамы занимают орнаментальные мотивы, где можно отметить "абрамцевские" и "талашкинские" элементы. Это не является случайным, поскольку многие сергиево-посадские мастера вышли из абрамцевской школы, а после закрытия художественных мастерских княгини М.Тенишевой в Талашкине некотороые мастера после 1905 года приехали в Сергиев Посад.  Среди сохранившихся предметов, декорированных выжиганием с раскраской, рамы для живописи являются большой редкостью, поскольку они носили заказной характер и выполнялись индивидуально. Рама имеет несомненное художественное и музейное значение

2. По грибы. Россия, 1877 год. Холст, масло. 49 Х 38 см. Справа внизу остатки подписи и даты: ...овъ/ 1877. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова (2018 г., А.А.Махотина).
Оформлена в авторскую раму. Мастер Г.Алексеев. Россия, Московская губ., г.Сергиев Посад, 1900-е годы. Дерево, выжигание, резьба. 76,5 Х 65,6 см. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова на раму прилагается (О.Б.Стругова).
Рама декорирована по периметру гармонично скомпонованными сюжетами и мотивами, заимствованными в книжной графике И.Я.Билибина. Характер иллюстраций художника к русским сказкам и былинам как нельзя лучше соответствовал требованиям сергиево-посадских художников. Рама выполнена на высоком профессиональном уровне, чем объясняется авторская подпись в правом нижнем углу - "Работалъ Г. АлексЪев". В коллекции Сергиево-Посадского музея есть шкатулка, в декоре которой имеется изображением гусляра, повторяющнн аналогичную фигуру на раме. Раму можно атрибутировать как произведение мастера Г.Алексеева, выполненную в учебной мастерской Московского губернского земства и заказанную, вероятнее всего, через Московский Кустарный музей. Рама имеет несомненное художественное и музейное значение

Эстимейт: 3 200 000 — 4 000 000
Не продано
Лот №18
Богатов Николай Алексеевич (1854-1935 гг)
Две жанровые картины

1. Дети у плетня. Россия, 1878 год. Холст, масло. 49 Х 38 см. Справа внизу подпись и дата: Н.Богатовъ 1878г. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова (2018 г., А.А.Махотина).
Оформлена в авторскую раму. Россия, Московская губ., г.Сергиев Посад, 1900-е годы. Дерево, выжигание, резьба. 76,8 Х 66 см. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова на раму прилагается (О.Б.Стругова).
Декоративным акцентом рамы является изображение Жар-птицы - ее фигура охватывает правую и нижнюю части периметра. Изображения Жар-птицы, а иногда павлина часто встречаются у русских художников декоративно-прикладного искусства (у М.Врубеля, С.Малютина, А.Зиновьева, В.Бекетова, Ф.Шехтеля и других). Чаще они имеют стилизованный характер, в отличие от представленного, более реалистичного. Остальное простанство рамы занимают орнаментальные мотивы, где можно отметить "абрамцевские" и "талашкинские" элементы. Это не является случайным, поскольку многие сергиево-посадские мастера вышли из абрамцевской школы, а после закрытия художественных мастерских княгини М.Тенишевой в Талашкине некотороые мастера после 1905 года приехали в Сергиев Посад.  Среди сохранившихся предметов, декорированных выжиганием с раскраской, рамы для живописи являются большой редкостью, поскольку они носили заказной характер и выполнялись индивидуально. Рама имеет несомненное художественное и музейное значение

2. По грибы. Россия, 1877 год. Холст, масло. 49 Х 38 см. Справа внизу остатки подписи и даты: ...овъ/ 1877. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова (2018 г., А.А.Махотина).
Оформлена в авторскую раму. Мастер Г.Алексеев. Россия, Московская губ., г.Сергиев Посад, 1900-е годы. Дерево, выжигание, резьба. 76,5 Х 65,6 см. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова на раму прилагается (О.Б.Стругова).
Рама декорирована по периметру гармонично скомпонованными сюжетами и мотивами, заимствованными в книжной графике И.Я.Билибина. Характер иллюстраций художника к русским сказкам и былинам как нельзя лучше соответствовал требованиям сергиево-посадских художников. Рама выполнена на высоком профессиональном уровне, чем объясняется авторская подпись в правом нижнем углу - "Работалъ Г. АлексЪев". В коллекции Сергиево-Посадского музея есть шкатулка, в декоре которой имеется изображением гусляра, повторяющнн аналогичную фигуру на раме. Раму можно атрибутировать как произведение мастера Г.Алексеева, выполненную в учебной мастерской Московского губернского земства и заказанную, вероятнее всего, через Московский Кустарный музей. Рама имеет несомненное художественное и музейное значение

Эстимейт: 3 500 000 — 4 500 000
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!