Бухарова Наталия Сергеевна
Годы жизни: | 1901 — 1986 |
Наталия Сергеевна Бухарова (Пинус) — советская художница-график и мастер агитплаката
Наталия Сергеевна Бухарова (псевдоним — Пинус; 21 июля [3 августа] 1901, село Хомутовка, Курская губерния — 1986, Москва) — советская художница-график, плакатист и живописец. Она вошла в историю как одна из ярких представительниц советского конструктивизма в графике. Член Союза художников СССР.
Образование и начало карьеры
В 1918–1921 годах Бухарова руководила художественной секцией при штабе стрелковой бригады. После этого она обучалась в студии В. Н. Мешкова в Москве. С 1922 по 1930 год училась во ВХУТЕМАСе (затем ВХУТЕИНе) у известных мастеров Н. Н. Купреянова и П. Я. Павлинова.
Работа в области плаката и графики
В 1920–1930-х годах Наталия Бухарова активно работала как плакатист. Она создавала яркие и лаконичные плакаты на темы труда, равноправия и социалистического быта. Среди наиболее известных работ — «Работницы, колхозницы, ударницы — в ряды Осоавиахима!» (1932) и «Да здравствует равноправная женщина СССР!» (1938, в соавторстве с М. И. Волковой). Также она оформляла обложки для журнала «Красная Нива» (1929–1930 гг.).
Участие в выставках и международное признание
- Участвовала в выставке «Плакат на службе пятилетки» (1932, Москва).
- Представляла советское искусство на выставках в Нью-Йорке (1933) и Лондоне (1934).
- Была членом объединения «Октябрь» и Московского союза художников.
Переход к живописи
С конца 1930-х годов художница сосредоточилась на станковой живописи. Она писала пейзажи, натюрморты, автопортреты и жанровые сцены. Известны её работы «Натюрморт» (1937), «После дождя» (1940), «Портрет Н. М. Шверника» (1953) и «Штукатур» (1959).
Стиль и особенности творчества
Графические работы Бухаровой отличались конструктивистским подходом: точной композицией, выразительными силуэтами и минимализмом. В живописи она перешла к более мягкому реалистическому стилю, сохранив при этом остроту формы и внимание к социальным темам.
Наследие и коллекции
Работы Наталии Бухаровой находятся в коллекциях Химкинской картинной галереи имени С. Н. Горшина, музеев Алтайского края и частных собраниях. Её творчество вновь привлекает внимание исследователей искусства XX века, особенно в контексте женской графики и агитплаката.
Заключение
Наталия Сергеевна Бухарова оставила яркий след в истории советской графики. Её плакаты и иллюстрации стали отражением духа времени, а живописные полотна дополнили образ разносторонней и целеустремлённой художницы.