Буторин Александр Николаевич
Годы жизни: | 1901–1959 |
Александр Николаевич Буторин (1901–1959)
Александр Буторин — советский художник-миниатюрист, представитель Палехской школы. Он внёс значительный вклад в развитие лаковой миниатюры, сочетая традиционные образы с темами новой эпохи.
Биография
Александр Буторин родился 22 октября 1901 года в Палехе, в семье иконописцев. Учился в местных иконописных мастерских, где его наставниками были И. И. Голиков и Д. Н. Буторин. Эти мастера сыграли ключевую роль в формировании его художественного стиля.
В годы Гражданской войны Буторин служил в пехоте и кавалерии. В 1924 году он вернулся в Палех. С 1929 года начал работать в Палехской артели древней живописи. В 1934 году вступил в Союз художников СССР. Умер 25 июня 1959 года, похоронен в Палехе.
Творчество
Буторин работал в технике темперы по лаку, создавая миниатюры на папье-маше. Он оформлял:
-
шкатулки,
-
декоративные тарелки,
-
панно,
-
ларцы и бусы.
Сюжеты его произведений включали:
-
русские народные сказки,
-
сцены из революционной истории,
-
бытовые сцены и фольклорные мотивы.
Наиболее известные работы:
-
Рыболов (1929),
-
Три девицы под окном (1930),
-
На баррикадах (1931),
-
Тачанка (1935),
-
Партизаны-мстители (1947),
-
Сказка о царе Салтане (1949),
-
Снегурочка (1955).
В 1937 году участвовал в создании юбилейного издания сказок Пушкина, оформляя иллюстрации вместе с А. И. Ватагиным и А. А. Дыдыкиным.
Участие в выставках
Александр Буторин регулярно выставлялся с 1932 года. Его работы были представлены:
-
на тематических выставках в Москве и Ленинграде,
-
на Всемирной выставке в Париже (1937),
-
на выставке в Нью-Йорке (1939),
-
в экспозициях, посвящённых Красной армии, Пушкину, народному искусству и индустриализации.
Наследие
Работы Буторина хранятся в:
-
Государственном музее Палехского искусства,
-
Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства,
-
Музее А. С. Пушкина,
-
Ивановском художественном музее,
-
Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Александр Буторин — представитель поколения мастеров, сумевших сохранить дух Палеха и адаптировать его к требованиям времени. Его произведения — важная часть истории отечественного декоративно-прикладного искусства.