Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович
Годы жизни: | 1872-1957 гг. |
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля — мастер лирического пейзажа
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (31 января [12 февраля] 1872, Крынки, Могилёвская губерния — 18 июня 1957, Москва) — русский, советский и белорусский живописец, известный своими проникновенными пейзажами. Он был академиком Императорской Академии художеств, народным художником БССР и РСФСР, а также действительным членом Академии художеств СССР.
Детство и образование
Будущий художник родился в мещанской семье в Могилёвской губернии. Сначала он учился в Киевском кадетском корпусе, затем посещал Рисовальную школу Николая Мурашко. Уже тогда проявились его склонности к изобразительному искусству.
Позднее Бялыницкий-Бируля поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где его наставниками были Владимир Маковский, Василий Поленов и Константин Коровин. Именно в это время он сблизился с Исааком Левитаном, влияние которого ощутимо в ранних работах художника.
Творческий путь
С начала XX века Витольд Бялыницкий-Бируля начал активно выставляться. Он стал членом Товарищества передвижников, Союза русских художников и АХРР. Его работы демонстрировались не только в России, но и за рубежом — в Мюнхене, Барселоне, Париже.
Особую известность художнику принесли произведения:
-
«Зимний сон» (1911),
-
«Вечер юного мая»,
-
«Час тишины»,
-
«Весна идёт»,
-
«Храм в селе Островно».
Эти картины отличает мягкая колористика, тонкое чувство времени года и состояния природы. Он писал не пейзаж как жанр, а настроение и душу родной земли.
«Чайка» — место вдохновения
В 1913 году Бялыницкий-Бируля построил на берегу озера Удомля дачу-студию, названную «Чайка». Здесь он создал множество полотен, и этот уголок природы стал не только его мастерской, но и местом встречи художников и единомышленников.
Признание и поздние годы
В советское время художник продолжал работать, участвуя в выставках, изображая индустриализацию и природу с новой социальной тональностью. Он был удостоен звания народного художника Белорусской ССР в 1944 году, а в 1947 — РСФСР. Его вклад в развитие советского и белорусского искусства высоко оценивался при жизни.
В 1982 году в Могилёве была открыта музей-усадьба Бялыницкого-Бирули, где сегодня можно познакомиться с его наследием.
Наследие
Творчество Бялыницкого-Бирули — это гимн природе, смене времён года и тихим уголкам России и Беларуси. Его картины полны света, умиротворения и глубины. Он остался в истории как один из самых поэтичных художников-пейзажистов своего времени.