Доброковский Мечислав Васильевич

Годы жизни:1895 — 1938

Мечислав Васильевич Доброковский — советский график, художник авангарда и жертва репрессий

Мечислав Васильевич Доброковский (псевдоним — Войцехович; 25 мая (7 июня) 1895, Видзы — 1 июля 1938, Москва) — советский художник-график, плакатист и иллюстратор. Его творчество стало важной частью визуальной культуры 1920–30-х годов. Он был активным участником художественных объединений ОСТ и «Октябрь», работал в жанре агитплаката и журнальной графики, а также преподавал и оформлял интерьеры. В 1938 году его расстреляли по ложному обвинению. В 1957 году он был посмертно реабилитирован.

Ранние годы и военная служба

Доброковский родился в местечке Видзы (ныне территория Польши, тогда Виленская губерния). Его отец работал становым приставом. Мечислав окончил Петергофскую гимназию, затем поступил в Военно-медицинскую академию. Однако в 1915 году его призвали на Балтийский флот. Он служил в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) и участвовал в Ледовом походе Балтийского флота во время революционных событий 1917–1918 годов.

Работа в Персии и на Кавказе

В 1920 году Доброковский оказался в Персии. Там он присоединился к Гилянской советской республике и стал лектором Персармии. Он рисовал карикатуры, работал с газетами «Красный Иран» и «Моряк». После поражения республики переехал во Владикавказ. Там он сотрудничал с изданиями «Горская правда» и «Горская мысль».

Москва и участие в авангарде

В 1922 году Доброковский обосновался в Москве. Он учился во ВХУТЕМАСе под руководством Дмитрия Моора. Одновременно художник начал активно публиковаться в журналах «Красный воин», «Юный коммунист», «Безбожник у станка», «Крокодил». В эти годы он вступил в художественные объединения ОСТ и «Октябрь» и стал одним из их организаторов.

Плакатное и журнальное творчество

Доброковский создал множество обложек для журналов: «Даешь», «Бригада художников», «30 дней». Он работал над агитационными плакатами, включая «Мы идём на всех парах» (1931), и оформлял государственные интерьеры. Среди них — Персидский кабинет Института востоковедения. Его работы отличались лаконичной графикой, выразительными силуэтами и ясной агитационной интонацией.

Участие в выставках и международное признание

  • В 1925 году художник получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
  • Его работы демонстрировались на выставках ОСТ (1925, 1927), а также на международных выставках плаката и книги в Лейпциге, Кёльне и Винтертуре.
  • Советские критики высоко оценивали его вклад в «производственное искусство».

Арест и гибель

4 марта 1938 года сотрудники НКВД арестовали Доброковского. Его обвинили в шпионаже в пользу Польши. 19 мая выездная сессия Военной коллегии приговорила его к расстрелу. 1 июля 1938 года приговор привели в исполнение на Бутовском полигоне.

Реабилитация и наследие

В октябре 1957 года власти СССР официально признали, что обвинения были ложными. Доброковского реабилитировали посмертно. Его работы сегодня хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и в частных коллекциях. Художника вспоминают как одного из выразителей духа советского авангарда и раннего социалистического реализма.

Художественный стиль

Мечислав Доброковский сочетал эстетику футуризма, кубизма и индустриального авангарда. Его плакаты и журнальные иллюстрации отличались динамикой, контрастами и четкой композицией. Он стремился соединить искусство с идеологией — ясно, просто и действенно.

Заключение

Творчество Доброковского — важная часть визуального языка 1920-х годов. Его судьба трагична, как и история целого поколения художников. Но его искусство живо до сих пор — на выставках, в архивах и в памяти зрителей.

Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!