Эллонен Виктор Вильгельмович

Годы жизни:1891–1980

Эллонен Виктор Вильгельмович (1891–1980)

Виктор Вильгельмович Эллонен — советский скульптор, график и педагог финского происхождения. Один из ярких представителей ленинградской школы монументальной и станковой скульптуры, участник художественного объединения ОСТ, мастер пластической выразительности и декоративной формы. Его работы, сочетающие реализм и конструктивизм, представлены в ведущих художественных музеях России.

Биография и образование

Виктор Эллонен родился 22 августа (10 августа по старому стилю) 1891 года в Выборгской губернии, в семье финнов. Первое художественное образование получил в Санкт-Петербурге: с 1910 по 1912 годы учился в студии М. Д. Бернштейна и у Л. В. Шервуда. Затем продолжил обучение в Петроградских свободных художественных мастерских (1918–1921), где проходил курс под руководством А. Т. Матвеева. Там же он остался преподавать после завершения учебы.

Творческая деятельность

С начала 1920-х годов Эллонен активно участвовал в художественной жизни страны. Он работал в жанре скульптуры и графики, создавая как станковые композиции, так и монументальные произведения. Его стиль отличался конструктивной чёткостью форм, вниманием к пластике и внутреннему ритму.

Он был участником и членом Общества художников-станковистов (ОСТ) — объединения, в котором развивались идеи новой, реалистичной и социально ориентированной живописи и скульптуры. Эллонен создавал работы в дереве, бронзе, гипсе и мраморе, предпочитая обобщённую выразительную форму.

Известные произведения

  • «Сидящая женщина» — Третьяковская галерея

  • «Февральская революция» — Русский музей

  • «Юный фрезеровщик», «Мальчик с голубем» — Русский музей

  • «Гимнастка на бревне» — Валуйский историко-художественный музей

Его скульптурные работы часто были посвящены труду, спорту, революционным темам и советской повседневности.

Преподавательская и реставрационная работа

С 1940-х годов Виктор Эллонен преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. В 1950-х годах участвовал в реставрации скульптур Петергофа, включая знаменитую «Неву» Ф. Ф. Щедрина. Он внёс вклад в сохранение культурного наследия страны после Великой Отечественной войны.

Выставки и международное признание

Эллонен неоднократно участвовал в выставках в СССР и за рубежом:

  • Венецианская биеннале (1924, 1932)

  • Парижская выставка декоративных искусств (1925)

  • Международные выставки в Лондоне, Копенгагене, Нью-Йорке

  • Выставки ОСТ в Москве (1925–1928)

  • Ленинградские и всесоюзные художественные выставки (1930–1950-е)

Наследие

Произведения Виктора Эллонена хранятся в коллекциях:

  • Государственная Третьяковская галерея

  • Государственный Русский музей

  • Музей А. А. Бахрушина

  • Валуйский историко-художественный музей

  • Региональные музеи России

Он ушёл из жизни в 1980 году, оставив значительное художественное наследие, которое продолжает вдохновлять современников.

Художественное значение

Эллонен был художником, стремившимся к синтезу пластической выразительности и социальной функции искусства. Его произведения — это не только отражение эпохи, но и образцы высокого художественного вкуса, выверенной композиции и искреннего гуманизма. Он сумел совместить декоративную обобщённость с конкретностью тем, сохраняя баланс между традицией и новаторством.

Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!