Фредман‑Клюзель Борис Оскарович
Годы жизни: | 1878–1959 |
Борис Оскарович Фредман-Клюзель (1878–1959)
Борис Оскарович Фредман-Клюзель — русский и французский скульптор, художник и педагог, мастер малой пластики, театральной скульптуры и декоративного искусства. Ученик русской академической школы, сотрудник фирмы Фаберже, участник художественной жизни Парижа и Каира, он стал мостом между русским неоклассицизмом и европейским модерном.
Происхождение и образование
Родился 27 апреля 1878 года в Санкт-Петербурге в интернациональной семье: отец — швед Оскар-Фредман, мать — Наталья Клюзель, француженка из дворянской линии. Окончил Второе реальное училище, после чего учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. С 1897 года обучался в Императорской Академии художеств под руководством М.А. Чистякова и М.П. Попова, а затем продолжил обучение в Стокгольме, Карлсруэ и Париже.
Сотрудничество с Фаберже
С начала XX века сотрудничал с ювелирной фирмой Фаберже, для которой создавал восковые модели миниатюрных фигур. В 1907 году был направлен в Лондон для работы при дворе Эдуарда VII. Именно здесь он начал разрабатывать свою фирменную манеру изящной пластики, идеально подходящую для камнерезного искусства.
Театральная скульптура
Фредман-Клюзель стал одним из первых русских скульпторов, сосредоточившихся на балетной теме. Он создавал выразительные бронзовые статуэтки с портретным сходством, в которых передавал динамику танца. Среди его моделей — Анна Павлова, Тамара Карсавина, Варламов и другие звезды Императорских театров. Особенно известна его миниатюрная скульптура «Нога Анны Павловой», ставшая символом женственной грации и пластичности.
Эмиграция и творчество за рубежом
После революции эмигрировал, сначала в Швецию, а затем в Париж (с 1919 года). Преподавал в Школе декоративных искусств, участвовал в художественных выставках и стал кавалером ордена Почётного легиона (1924). В 1927 году вступил в парижскую масонскую ложу «Астрея».
С 1929 года жил в Египте. Основал Высшую школу скульптуры при Каирском университете, стал автором многочисленных монументальных и религиозных работ. Среди них — памятник королю Фуаду I в Александрии, рельефы для христианских храмов, барельеф святого Георгия и другие.
Наследие и признание
Умер 30 декабря 1959 года в Каире. Его работы сохранились в собраниях Музея театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге, Люксембургского музея, Британского музея и в Каирском музее изящных искусств. В XXI веке интерес к его творчеству возрождается: статуэтки регулярно появляются на аукционах, где достигают цен в 4–10 тысяч евро.
Художественные особенности
- Изысканная техника малой бронзовой пластики;
- Точная передача движения и пластики балетного тела;
- Переход от академической школы к модерну с элементами ар-деко;
- Работа с воском, камнем, металлом и фарфором.
Интересные факты
- Один из немногих русских художников, создававших скульптуру по живым наблюдениям балетных выступлений;
- Комбинировал европейскую и русскую традиции в монументальной скульптуре Египта;
- Работал на трёх языках и преподавал в разных странах.