Фредман‑Клюзель Борис Оскарович

Годы жизни:1878–1959

Борис Оскарович Фредман-Клюзель (1878–1959)

Борис Оскарович Фредман-Клюзель — русский и французский скульптор, художник и педагог, мастер малой пластики, театральной скульптуры и декоративного искусства. Ученик русской академической школы, сотрудник фирмы Фаберже, участник художественной жизни Парижа и Каира, он стал мостом между русским неоклассицизмом и европейским модерном.

Происхождение и образование

Родился 27 апреля 1878 года в Санкт-Петербурге в интернациональной семье: отец — швед Оскар-Фредман, мать — Наталья Клюзель, француженка из дворянской линии. Окончил Второе реальное училище, после чего учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. С 1897 года обучался в Императорской Академии художеств под руководством М.А. Чистякова и М.П. Попова, а затем продолжил обучение в Стокгольме, Карлсруэ и Париже.

Сотрудничество с Фаберже

С начала XX века сотрудничал с ювелирной фирмой Фаберже, для которой создавал восковые модели миниатюрных фигур. В 1907 году был направлен в Лондон для работы при дворе Эдуарда VII. Именно здесь он начал разрабатывать свою фирменную манеру изящной пластики, идеально подходящую для камнерезного искусства.

Театральная скульптура

Фредман-Клюзель стал одним из первых русских скульпторов, сосредоточившихся на балетной теме. Он создавал выразительные бронзовые статуэтки с портретным сходством, в которых передавал динамику танца. Среди его моделей — Анна Павлова, Тамара Карсавина, Варламов и другие звезды Императорских театров. Особенно известна его миниатюрная скульптура «Нога Анны Павловой», ставшая символом женственной грации и пластичности.

Эмиграция и творчество за рубежом

После революции эмигрировал, сначала в Швецию, а затем в Париж (с 1919 года). Преподавал в Школе декоративных искусств, участвовал в художественных выставках и стал кавалером ордена Почётного легиона (1924). В 1927 году вступил в парижскую масонскую ложу «Астрея».

С 1929 года жил в Египте. Основал Высшую школу скульптуры при Каирском университете, стал автором многочисленных монументальных и религиозных работ. Среди них — памятник королю Фуаду I в Александрии, рельефы для христианских храмов, барельеф святого Георгия и другие.

Наследие и признание

Умер 30 декабря 1959 года в Каире. Его работы сохранились в собраниях Музея театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге, Люксембургского музея, Британского музея и в Каирском музее изящных искусств. В XXI веке интерес к его творчеству возрождается: статуэтки регулярно появляются на аукционах, где достигают цен в 4–10 тысяч евро.

Художественные особенности

  • Изысканная техника малой бронзовой пластики;
  • Точная передача движения и пластики балетного тела;
  • Переход от академической школы к модерну с элементами ар-деко;
  • Работа с воском, камнем, металлом и фарфором.

Интересные факты

  • Один из немногих русских художников, создававших скульптуру по живым наблюдениям балетных выступлений;
  • Комбинировал европейскую и русскую традиции в монументальной скульптуре Египта;
  • Работал на трёх языках и преподавал в разных странах.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!