Гун Карл Фёдорович
Годы жизни: | 1831 — 1877 |
Гун Карл Фёдорович
Карл Фёдорович Гун (13 ноября 1831, Мадлиена, Лифляндия — 28 января 1877, Давос, Швейцария) — русский художник балтийско-немецкого происхождения. Он стал известен как живописец исторического и жанрового направления, а также мастер портрета. Его творчество сочетает академическую выучку с живым интересом к бытовым и историческим сюжетам.
Ранние годы и образование
Гун родился в семье школьного учителя. Учился в Риге, затем работал у литографа Паппе в Санкт-Петербурге. Параллельно он посещал вечерние классы Императорской Академии художеств. В 1852 году был принят в академию как полноценный студент. Уже в студенческие годы получил ряд наград, включая малую золотую медаль за картину «Олимпийские игры» (1860).
Академические успехи
В 1861 году он получил большую золотую медаль за историческое полотно «Софья Витовтовна на свадьбе Василия Тёмного». Таким образом, Гун стал художником I степени. Позднее он решил отказаться от академической пенсии, чтобы остаться в России и работать с Василием Верещагиным над росписью иконостаса в Елабуге. Во время этих поездок он создал множество этюдов и набросков.
Парижский период
В 1863 году художник отправился в Европу. Он жил в Германии, а затем в Париже. Там он продолжил обучение и участвовал в выставках. Его картина «Канун Варфоломеевской ночи» получила награду на Парижском Салоне. В 1868 году он получил звание профессора Академии художеств за работу «Итальянка».
Возвращение и преподавание
С 1872 года Гун снова жил в Петербурге. Он стал действительным членом Академии и активно преподавал. Более того, он участвовал в выставках передвижников. Среди его поздних работ — плафон Аничкова дворца, росписи в храмах, многочисленные портреты и жанровые сцены.
Последние годы
В 1874 году художник тяжело заболел. Несмотря на лечение в Самаре, на юге Франции и в Давосе, он скончался в 1877 году. Его тело было перевезено на родину и похоронено в Лифляндии. В 1878 году состоялась посмертная выставка его работ.
Наследие
Карл Гун вошёл в историю как мастер салонного академизма и жанровой живописи. Его картины хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Латвийском национальном музее и частных коллекциях. Некоторые работы были проданы на аукционах за сотни тысяч долларов, что подтверждает его высокую художественную ценность и актуальность на арт-рынке.