Калмыков Григорий Одиссеевич

Годы жизни:1873–1942

Калмыков Григорий Одиссеевич (1873–1942)

Григорий Одиссеевич Калмыков — русский и советский живописец, представитель академической школы и ученик Ивана Айвазовского и Архипа Куинджи. Он стал известен как мастер пейзажа и маринист, сохранив верность реалистическим традициям при обращении к природным и историко-патриотическим темам.

Ранние годы и обучение

Художник родился 21 ноября 1873 года в Керчи, в семье греческого происхождения. Первые уроки живописи он получил в 1889 году во Феодосии у великого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Это обучение заложило основы его будущего интереса к морским пейзажам.

Затем Калмыков поступил в Одесскую рисовальную школу, где его наставником был Константин Костанди, представитель южнорусской живописной традиции. После завершения обучения в 1893 году он продолжил образование в Императорской Академии художеств в Петербурге. Здесь он занимался в мастерской Архипа Ивановича Куинджи — одного из крупнейших русских пейзажистов того времени. В 1895 году Калмыков получил звание художника третьей степени, а в 1897 — полное звание «классного художника».

Творчество и выставки

С 1892 года Калмыков начал участвовать в академических выставках. Вскоре его работы экспонировались в России и за рубежом. В 1900 году он провёл персональную выставку в Петербурге, а в 1901 году его картины были показаны в Мюнхене. С 1910 года он состоял членом Общества художников имени Куинджи, объединявшего художников реалистического направления.

Особую известность ему принесли морские пейзажи. В работах художника часто изображены крымские берега, штормовые волны, прибрежные сумерки. Среди наиболее заметных произведений:

  • «Лунная ночь в Кикеназе» (1897),

  • «Прибой у железных скал» (1897),

  • «Сумерки» (1897),

  • «Южная ночь» (1909),

  • «Берег Чёрного моря».

Кроме того, в 1930-е годы он создал ряд исторических композиций по заказу Музея Арктики и Антарктики и Геологоразведочного института в Ленинграде. Среди них — «Ледовый поход» и «Ледокол «И. Сталин» в Арктике».

Стиль и значение

Живопись Калмыкова отличалась выразительностью, вниманием к свету и атмосфере. Он мастерски передавал морское движение, игру бликов на воде, небесные перемены. Его произведения сохраняют традиции русской школы пейзажа, опираясь на опыт Айвазовского и Куинджи.

Хотя в советский период он не примыкал к авангарду и не следовал соцреализму, его творчество продолжало востребоваться музеями и коллекционерами. Это подтверждает его профессиональный уровень и историческую ценность его картин.

Последние годы и наследие

Художник проживал в Ленинграде и продолжал работать до последних лет жизни. Он погиб в 1942 году во время блокады. Несмотря на тяжёлые обстоятельства, он остался верен искусству и своей теме.

Произведения Калмыкова находятся в Русском музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Ярославском художественном музее, Музее Арктики и Антарктики, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Итог

Григорий Калмыков был одним из последних представителей классической пейзажной живописи в её традиционном виде. Его морские виды, романтичные ночные сцены и арктические композиции продолжают вызывать интерес у ценителей искусства. Благодаря сочетанию академического мастерства и лиричности, его имя по праву занимает достойное место в истории русского искусства.

Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!