Киплик Дмитрий Иосифович
Годы жизни: | 1865–1942 |
Дмитрий Иосифович Киплик (1865–1942)
Дмитрий Иосифович Киплик — русский и советский живописец, педагог, теоретик искусства и реставратор. Он внёс весомый вклад в развитие технологии живописи, преподавания художественных дисциплин и в сохранение монументальной живописи. Его имя ассоциируется с формированием ленинградской школы изобразительного искусства.
Биография
Киплик родился в 1865 году в Санкт-Петербурге. С 1884 по 1892 год он обучался в Императорской Академии художеств. Во время учёбы дважды был награждён малыми серебряными медалями. После окончания академии получил звание неклассного художника. Уже в 1890-х годах он начал участвовать в художественных выставках, в том числе в Московском обществе любителей художеств, Товариществе передвижников и Санкт-Петербургском обществе художников.
Художественная деятельность
Художник работал преимущественно в жанрах портрета, пейзажа и бытовой сцены. Его стиль отличался реалистической манерой исполнения и точной передачей фактуры. Кроме того, Киплик участвовал в росписях нескольких храмов, включая Александро-Невский собор в Софии, Кирилловскую церковь в Киеве и Сергиев храм в Германии. Эти проекты стали важной частью его монументального наследия.
Преподавание и теория
С 1910 года Киплик начал преподавать технику живописи в Императорской Академии художеств. После революции он продолжил преподавательскую деятельность в Ленинграде. С 1923 по 1942 год он был профессором в Высшем художественно-техническом институте, позднее — в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
Он преподавал не только практику, но и технологию живописи. Его занятия основывались на глубоких знаниях химии красок, истории техники старых мастеров и принципах долговечности материалов. Таким образом, он стал одним из главных специалистов по технологии изобразительного искусства своего времени.
Научная и методическая работа
Киплик — автор целой серии трудов по технике живописи. Среди них:
-
«Записки о технике живописи» (1908),
-
«О выборе красок для живописи» (1912),
-
«Масляная живопись» (1925),
-
«Акварель, темпера, пастель и рисунок» (1926),
-
«Монументальная живопись» (1926),
-
«Техника старых мастеров» (1926).
Эти издания многократно переиздавались и долгое время использовались как основа для художественного образования в СССР. Его книги отличаются практической направленностью и систематическим подходом к материалу.
Реставрационная работа
С 1927 года Киплик работал в Русском музее как старший реставратор. Он принимал участие в восстановлении живописных памятников и обучал новых специалистов. Благодаря его усилиям была сохранена значительная часть монументальных росписей и произведений станковой живописи.
Последние годы
Дмитрий Киплик продолжал преподавать и работать до самой смерти. Он скончался в марте 1942 года в блокадном Ленинграде. Его смерть стала частью трагической судьбы многих представителей ленинградской интеллигенции в годы Второй мировой войны.
Наследие
Произведения Киплика хранятся в Русском музее, а его научные труды до сих пор цитируются в учебных курсах. Его вклад в художественную педагогику, материаловедение и реставрацию считается фундаментальным. Он подготовил целую плеяду мастеров, заложив прочную основу для развития ленинградской школы живописи.