Комардёнков Василий Петрович
Годы жизни: | 1897–1973 |
Василий Петрович Комардёнков (1897–1973) — художник-авангардист, сценограф, педагог
Василий Петрович Комардёнков — советский живописец, сценограф, график, кинохудожник и педагог. Его вклад в искусство охватывает ключевые области визуальной культуры XX века: театр, кино, живопись и художественное образование.
Ранние годы и образование
Комардёнков родился 11 апреля 1897 года в Москве в семье рабочих. Его отец был каменщиком, а мать — портнихой. Уже в юности он проявил интерес к живописи. Первые художественные навыки он получил у Дмитрия Щербиновского. В 1912–1917 годах учился в Строгановском художественно-промышленном училище. После этого он недолгое время занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем продолжил образование во ВХУТЕМАСе (1918–1919).
Таким образом, его подготовка объединила как академические, так и авангардные принципы.
Театр и авангард
С 1914 года Комардёнков начал работать в Оперном театре Зимина, а с 1918 по 1925 годы — в Московском Камерном театре Александра Таирова. Там он оформлял сценические постановки, включая декорации и костюмы. Его сценография отличалась смелыми формами и конструктивным мышлением. Кроме того, он сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом и участвовал в создании агитационных "Окон РОСТА".
В 1927 году Комардёнков оформил спектакль «Сон в летнюю ночь» в Киеве. Эти годы стали пиком его театральной карьеры.
Работа в кино
С 1925 по 1939 год художник активно трудился в кинематографе. Он выступал как художник-постановщик в более чем 29 фильмах. Среди них — популярная картина «Подкидыш». Его подход к работе в кино был новаторским. Он стремился соединить изобразительное искусство с пластикой движения и световой драматургией.
Таким образом, Комардёнков стал одним из тех, кто формировал визуальный язык советского кино.
Живопись и выставки
Комардёнков принадлежал ко второй волне русского авангарда. Его живописные произведения сочетают элементы конструктивизма, экспрессионизма и декоративной абстракции. Уже в 1922 году он выставлялся за рубежом — в Берлине, а в 1937 году получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже.
Позднее он участвовал в различных всесоюзных и международных выставках. Его стиль остался верен авангардной традиции, хотя со временем он приобрёл более декоративный и спокойный характер.
Преподавательская деятельность
С 1945 года Комардёнков преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывш. Строгановском). В 1971 году он стал профессором кафедры живописи. Он обучал студентов не только технике, но и пониманию пространственного мышления, важного как в театре, так и в дизайне.
Благодаря многолетней педагогической работе он воспитал поколение художников, чьи взгляды формировались под влиянием авангардной школы.
Наследие
Работы Комардёнкова находятся в собраниях:
-
Государственной Третьяковской галереи
-
Русского музея
-
Музея современного искусства
-
Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина
-
а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
В 1987 году в Москве состоялась его большая посмертная ретроспектива, подтвердившая важность его вклада в историю отечественного искусства.
Заключение
Комардёнков был универсальным мастером своего времени. Он успешно совмещал живопись, театральную и кинематографическую работу с преподаванием. Более того, он стал связующим звеном между русским авангардом 1910–1920-х годов и официальным советским искусством 1950–1970-х. Его творчество продолжает вдохновлять и изучаться как важная часть визуальной культуры XX века.