Комиссаренко Зенон Петрович
Годы жизни: | 1891–1980 |
Зенон Петрович Комиссаренко (1891–1980)
Зенон Комиссаренко — советский художник, живописец, график, мультипликатор и педагог. Один из первопроходцев отечественной анимации и яркий представитель русского авангарда 1920-х годов, он объединил в своём творчестве идеи Малевича, Татлина и Никритиным вдохновлённого «Метода». Его вклад в развитие искусства XX века был масштабным и разноплановым.
Начало пути
Зенон Петрович родился 10 апреля 1891 года в Симферополе, в семье маляра. Художественное образование он начал получать в родном городе в 1911–1912 годах, а в 1912 году переехал в Москву. Там он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в только что основанный ВХУТЕМАС. Его наставниками были Казимир Малевич, Владимир Татлин и Павел Кузнецов, что определило его авангардную направленность.
Участие в группе «Метод»
В 1920-х годах Комиссаренко присоединился к группе проекционистов «Метод», организованной Соломоном Никритиным. Это объединение стремилось не просто к созданию искусства, а к переосмыслению его функций и методов. Комиссаренко в этот период активно экспериментировал с абстрактной формой, динамикой и идеей синтеза искусств.
Основатель советской мультипликации
В 1923 году вместе с Юрием Меркуловым и Николаем Ходатаевым он основал первую в СССР экспериментальную мастерскую мультипликации. В 1924 году на свет появился один из первых советских мультфильмов — «Межпланетная революция», созданный в технике фазовой анимации. Этот фильм считается одним из отправных пунктов отечественной анимации.
Кроме того, Комиссаренко разрабатывал методы преподавания мультипликации, участвовал в создании анимационного и киноплаката, и даже принимал участие в первой выставке киноплаката в 1925 году.
Работа в кино и живописи
С конца 1920-х до начала 1940-х годов он сотрудничал с такими студиями, как «Межрабпом-Русь», «Госвоенкино», «Совкино» и «Союздетфильм». Однако с 1934 года он постепенно отходит от кино и возвращается к станковой живописи, графике и витражам. Во время войны он эвакуировался в Ташкент, где продолжал работать, хотя часть его архива погибла в пожаре.
Позднее творчество
В послевоенное время Комиссаренко жил в Москве. Несмотря на возраст, он активно писал и выставлялся. В 1960-х годах его интерес смещается в сторону абстракции. Его квартира становится неформальным культурным центром, местом встреч художников, коллекционеров и студентов. Он не принадлежал официальной художественной элите, но пользовался уважением в кругах, близких к современному искусству.
Наследие
Комиссаренко ушёл из жизни 10 декабря 1980 года. Его работы хранятся в Государственном Русском музее, Музее современного искусства в Москве, Центральном музее кино, Ярославском художественном музее, а также в коллекции Нукусского музея Игоря Савицкого. В XXI веке его имя вновь стало звучать в исследовательских и кураторских проектах, посвящённых советскому авангарду.
Значение и вклад
Зенон Комиссаренко — фигура уникальная. Он был не только художником, но и организатором, новатором, преподавателем. Его эксперименты в мультипликации, графике и абстракции оказали влияние на развитие отечественного искусства. Сегодня его называют одним из ключевых, хотя и долго недооценённых, мастеров авангардной эпохи.