Кондратов Фёдор Филиппович
Годы жизни: | 1897–1944 |
ондратов Фёдор Филиппович (1897–1944)
Фёдор Филиппович Кондратов — советский художник-график, сценограф, иллюстратор и педагог. Один из ключевых представителей раннего советского книжного оформления и театральной сценографии, участник объединения ОСТ, преподаватель ВХУТЕМАСа. Его творчество занимает значимое место в развитии советской художественной культуры 1920–1930-х годов.
Биография
Фёдор Кондратов родился в 1897 году в Москве. Первоначальное художественное образование получил в Строгановском центральном художественно-промышленном училище, где учился с 1910 по 1915 год. Сразу после революции продолжил обучение в Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), преобразованных позднее в ВХУТЕМАС. Там, в 1923 году, защитил диплом по декорационному оформлению пьесы «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
Скончался 1 января 1944 года в Москве.
Творческая деятельность
Иллюстрация и книжная графика
С конца 1920-х годов Кондратов активно работал в области детской книжной иллюстрации и графического оформления. Он сотрудничал с ведущими советскими издательствами, иллюстрируя произведения таких авторов, как Е. Тараховская, П. Антокольский, С. Федорченко, М. Гершензон и другие.
Наиболее известные книги с его оформлением:
-
«Универмаг», «Новый дом» (1930)
-
«Пирог» (1931)
-
«Плохой мастер» (1933, 1935)
-
«Головоломки», «Аэроплан», «Октябрь» и др.
Его стиль отличался простотой, ритмичностью и точным чувством масштаба, что особенно ценно в детской иллюстрации.
Театральная сценография
Кондратов начал оформлять спектакли ещё в годы учёбы. Среди первых работ — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1918), «Трактирщица» К. Гольдони (1918), «Вихрь» В. Шишкова (1919). Позднее он сотрудничал с Театром Революции, Театром Вахтангова, Московским театром кукол и Театром рабочей молодёжи (ТРАМ). Среди заметных оформлений — пьесы «Дружная горка», «Крыша», «Недоросль».
Кондратов стремился к лаконичности формы, контрасту света и тени, архитектурной ясности сценического пространства.
Плакат и оформление мероприятий
Во время Великой Отечественной войны художник участвовал в создании агитационных плакатов для «Окон ТАСС». Его работы отличались иронией, точностью образов и яркой выразительностью. Он также оформлял массовые праздники и фронтовые спектакли.
Преподавательская деятельность
С 1924 по 1927 год Кондратов преподавал в ВХУТЕМАСе на театрально-декорационном отделении, вёл собственную мастерскую. Среди его учеников были будущие сценографы и художники театра. Его педагогический подход сочетал строгую композиционную дисциплину с поощрением творческого поиска.
Участие в объединениях и выставках
С 1926 по 1930 год Кондратов был членом Общества художников-станковистов (ОСТ) — прогрессивного объединения, которое стремилось соединить художественный язык авангарда с реалистической программой. Он участвовал в ряде групповых и международных выставок:
-
«Художники советского театра за 17 лет» (1935)
-
«Искусство книги» (Париж–Лион, 1931–1932)
-
«Театры Москвы за 20 лет» (1937)
-
Выставка плаката (1942)
-
«Театр на фронте» (Москва, Ленинград, 1941–1942)
Наследие и признание
Работы Кондратова хранятся в:
-
Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина
-
Архивах РГАЛИ
-
Частных коллекциях, книжных и художественных собрания
Эскизы костюмов, созданные им для спектаклей, успешно продаются на аукционах. Например, эскиз к «Сказке о царе Салтане» был продан в 2021 году на аукционе «Литфонд».
Заключение
Фёдор Кондратов — яркий представитель художественной эпохи, сформировавшейся на стыке авангарда и социалистического реализма. Его творчество охватывает графику, сценографию, педагогическую и плакатную деятельность. Он вошёл в историю как художник, сумевший сохранить пластическую культуру в условиях идеологических сдвигов и создать язык, близкий зрителю разных поколений.