Кондратов Фёдор Филиппович

Годы жизни:1897–1944

ондратов Фёдор Филиппович (1897–1944)

Фёдор Филиппович Кондратов — советский художник-график, сценограф, иллюстратор и педагог. Один из ключевых представителей раннего советского книжного оформления и театральной сценографии, участник объединения ОСТ, преподаватель ВХУТЕМАСа. Его творчество занимает значимое место в развитии советской художественной культуры 1920–1930-х годов.

Биография

Фёдор Кондратов родился в 1897 году в Москве. Первоначальное художественное образование получил в Строгановском центральном художественно-промышленном училище, где учился с 1910 по 1915 год. Сразу после революции продолжил обучение в Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), преобразованных позднее в ВХУТЕМАС. Там, в 1923 году, защитил диплом по декорационному оформлению пьесы «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Скончался 1 января 1944 года в Москве.

Творческая деятельность

Иллюстрация и книжная графика

С конца 1920-х годов Кондратов активно работал в области детской книжной иллюстрации и графического оформления. Он сотрудничал с ведущими советскими издательствами, иллюстрируя произведения таких авторов, как Е. Тараховская, П. Антокольский, С. Федорченко, М. Гершензон и другие.

Наиболее известные книги с его оформлением:

  • «Универмаг», «Новый дом» (1930)

  • «Пирог» (1931)

  • «Плохой мастер» (1933, 1935)

  • «Головоломки», «Аэроплан», «Октябрь» и др.

Его стиль отличался простотой, ритмичностью и точным чувством масштаба, что особенно ценно в детской иллюстрации.

Театральная сценография

Кондратов начал оформлять спектакли ещё в годы учёбы. Среди первых работ — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1918), «Трактирщица» К. Гольдони (1918), «Вихрь» В. Шишкова (1919). Позднее он сотрудничал с Театром Революции, Театром Вахтангова, Московским театром кукол и Театром рабочей молодёжи (ТРАМ). Среди заметных оформлений — пьесы «Дружная горка», «Крыша», «Недоросль».

Кондратов стремился к лаконичности формы, контрасту света и тени, архитектурной ясности сценического пространства.

Плакат и оформление мероприятий

Во время Великой Отечественной войны художник участвовал в создании агитационных плакатов для «Окон ТАСС». Его работы отличались иронией, точностью образов и яркой выразительностью. Он также оформлял массовые праздники и фронтовые спектакли.

Преподавательская деятельность

С 1924 по 1927 год Кондратов преподавал в ВХУТЕМАСе на театрально-декорационном отделении, вёл собственную мастерскую. Среди его учеников были будущие сценографы и художники театра. Его педагогический подход сочетал строгую композиционную дисциплину с поощрением творческого поиска.

Участие в объединениях и выставках

С 1926 по 1930 год Кондратов был членом Общества художников-станковистов (ОСТ) — прогрессивного объединения, которое стремилось соединить художественный язык авангарда с реалистической программой. Он участвовал в ряде групповых и международных выставок:

  • «Художники советского театра за 17 лет» (1935)

  • «Искусство книги» (Париж–Лион, 1931–1932)

  • «Театры Москвы за 20 лет» (1937)

  • Выставка плаката (1942)

  • «Театр на фронте» (Москва, Ленинград, 1941–1942)

Наследие и признание

Работы Кондратова хранятся в:

  • Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина

  • Архивах РГАЛИ

  • Частных коллекциях, книжных и художественных собрания

Эскизы костюмов, созданные им для спектаклей, успешно продаются на аукционах. Например, эскиз к «Сказке о царе Салтане» был продан в 2021 году на аукционе «Литфонд».

Заключение

Фёдор Кондратов — яркий представитель художественной эпохи, сформировавшейся на стыке авангарда и социалистического реализма. Его творчество охватывает графику, сценографию, педагогическую и плакатную деятельность. Он вошёл в историю как художник, сумевший сохранить пластическую культуру в условиях идеологических сдвигов и создать язык, близкий зрителю разных поколений.

Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!