Кудряшов Иван Алексеевич

Годы жизни:1896 – 1972

Кудряшов Иван Алексеевич (1896–1972)

Иван Алексеевич Кудряшов — русский и советский художник-авангардист, живописец, график, сценограф и педагог. Он считается одним из ярких учеников Казимира Малевича, активно участвовал в деятельности объединений УНОВИС и ОСТ. Его работы представляют собой уникальное сочетание супрематизма, конструктивизма и философии русского космизма.

Биография

Будущий художник родился 20 сентября 1896 года в селе Троицкое Калужской губернии. Первоначальное художественное образование он получил в Строгановском училище (1912–1917), а позднее продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1918–1919 годах Кудряшов проходил обучение в Государственных свободных художественных мастерских под руководством Казимира Малевича.

С 1919 по 1921 год он преподавал в Оренбурге и возглавлял местный филиал УНОВИСа. В течение 1920-х годов активно участвовал в московских художественных выставках и вступил в Общество художников-станковистов (ОСТ). В дальнейшем он продолжил творческую и педагогическую деятельность в Москве, где и скончался 30 августа 1972 года.

Художественное направление и стиль

Творчество Кудряшова отличает стремление к синтезу супрематизма и конструктивизма с исследованием движения, ритма и энергии. Уже в 1917 году в его ранних рисунках можно заметить элементы кубофутуризма. Кроме того, начиная с 1923 года он создал несколько авторских циклов, в том числе:

  • «Конструкции прямолинейного движения»

  • «Конструкции криволинейного движения»

  • «Пространственная живопись»

  • «Рождение планеты»

  • «Динамика в пространстве»

Художник активно исследовал пластические способы изображения пространственных траекторий, орбит, вращения. Таким образом, он одним из первых начал формировать художественный язык, выражающий космическое мышление, основанное на научной и философской идее движения материи во Вселенной.

Участие в объединениях и выставках

Кудряшов с 1925 года стал участником ОСТ и экспонировал свои работы на ряде выставок. В 1970 году в Париже состоялась его персональная выставка в галерее Жана Шовлена. Кроме того, его произведения были представлены на международных экспозициях, в том числе:

  • в Музее современного искусства (MoMA, США),

  • в музее Гуггенхайма (США),

  • в Музее современного искусства в Салониках (Греция),

  • а также в Государственной Третьяковской галерее.

Позже, в 2021–2022 годах, к 125-летию художника, прошла масштабная ретроспектива в Третьяковке.

Преподавание и оформление

Помимо творчества, Кудряшов преподавал и вёл просветительскую работу. Сначала он обучал студентов в художественных школах Оренбурга. Затем, в 1930-х годах, преподавал в Институте повышения квалификации художников-оформителей. Также он активно работал как театральный художник.

В 1939 году был исключён из МОСХ по обвинению в формализме, что серьёзно осложнило его дальнейшую карьеру. Несмотря на это, он продолжал создавать абстрактные композиции, находя вдохновение в темах движения и света.

Коллекции и аукционные продажи

Работы Ивана Кудряшова хранятся в крупнейших собраниях:

  • в Государственной Третьяковской галерее,

  • в Государственном Русском музее,

  • в Музее современного искусства в Салониках,

  • в Музее искусств Нукуса,

  • а также в частных коллекциях, включая собрание Георгия Костаки.

Интерес к его творчеству высок и на арт-рынке. Его картины продавались на аукционах Christie’s, Sotheby’s и в Германии. Например, «Супрематическая композиция» (1923) была продана за сумму, превышающую $20 000. Средняя стоимость его работ составляет от $4000 до $10 000, в зависимости от жанра и техники исполнения.

Значение и наследие

Кудряшов по праву считается одним из главных продолжателей идей Малевича. Его живопись — это диалог с наукой, философией и новыми измерениями времени. Благодаря уникальному подходу к формам и композиции, он занимает значимое место в истории русского и мирового авангарда.

Даже спустя десятилетия его произведения вызывают интерес у коллекционеров, исследователей и любителей абстрактного искусства. Они не только сохраняют эстетическую ценность, но и продолжают вдохновлять художников XXI века.

Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!