Леман Юрий (Юлий, Егор) Яковлевич
Годы жизни: | 1834 — 1901 |
Леман Юрий Яковлевич
Юрий (Юлий, Егор) Яковлевич Леман (1834, Елатьма — 1901, Санкт-Петербург) — русский живописец, прославившийся портретами и жанровыми сценами. Его творчество связано с русским академизмом, а также с французским салонным направлением. Благодаря утончённой технике и вниманию к деталям, он стал признанным мастером своего времени.
Ранние годы и образование
Леман родился в уездном городе Елатьма Рязанской губернии. В 1850 году он поступил в Императорскую Академию художеств, где учился на средства Александрийского сиротского института. Уже в годы обучения он проявил талант, за что получил малую золотую медаль и звание классного художника I степени. Его дипломная работа «Прощание с женихом» получила положительные отзывы.
Творчество и парижский период
С 1866 по 1888 год Леман жил и работал в Париже. Там он быстро вошёл в круги салонной живописи, где особенно ценились его портреты женщин. Такие произведения, как «Дама в костюме времён Директории» и «Дама под вуалью», получили признание критиков. Например, В. В. Стасов отмечал изящество композиции и тонкость живописной манеры. Благодаря этим работам Леман стал востребованным портретистом во Франции и за её пределами.
Участие в выставках и объединениях
В 1877 году художник вступил в Общество взаимного вспомоществования русских художников в Париже. Кроме того, он стал участником Товарищества передвижных художественных выставок с 1881 года. Его работы экспонировались на Парижском Салоне, а также на Всемирной выставке в Риме. Таким образом, Леман оставался активным участником художественной жизни как в России, так и за рубежом.
Поздние годы и возвращение в Россию
В 1888 году Леман вернулся в Россию. Сначала он жил в Москве, а затем переехал в Санкт-Петербург. К сожалению, в последние годы жизни у него ухудшилось зрение, и он почти не писал. Однако интерес к его творчеству не угас. Художник скончался в 1901 году в Петербурге, где и был похоронен.
Наследие и признание
Картины Юрия Лемана хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и частных коллекциях. Его имя упоминается в числе выдающихся портретистов XIX века. В наши дни его работы высоко ценятся на художественных аукционах. Кроме того, искусствоведы отмечают вклад Лемана в развитие русского и европейского портрета, соединённого с салонной изысканностью.