Лобанов Сергей Иванович
Годы жизни: | 1887–1943 гг. |
Сергей Иванович Лобанов (1887–1943)
Живописец, график, искусствовед, участник русского авангарда
Сергей Иванович Лобанов — значимая фигура в истории русского искусства первой половины XX века. Он проявил себя как живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства и глубокий исследователь художественного наследия. Его творчество соединяет поиски авангарда и уважение к классической школе.
Происхождение и образование
Родился в Москве в 1887 году в семье старообрядцев, выходцев из Ярославской губернии. Первое художественное образование получил в Александровском коммерческом училище (1900–1907), где учился у преподавателя рисования А. Н. Михайловского. Уже тогда проявился его интерес к живописи и графике.
С 1906 года посещал частную студию Михайловского и Ф. И. Рерберга. Именно в этот период сблизился с будущими звездами русского искусства — П. П. Кончаловским и И. И. Машковым. С 1907 по 1913 год продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были С. В. Иванов, Л. О. Пастернак, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин и С. В. Малютин. Кроме того, в 1914 году он прослушал курс истории искусства при Археологическом институте.
Живопись и поиски художественного языка
В 1910-х годах Лобанов активно искал свой стиль. Он увлекался постимпрессионизмом, кубизмом и фовизмом. Позже перешёл к более реалистической манере. Работал в разных жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт, а также выполнял жанровые и анималистические зарисовки. Любил использовать сангину и пастель.
Много путешествовал по России. Его поездки в Дагестан (1909), Крым (1925, 1928) и Феодосию (1926) вдохновили на создание ярких пейзажей, наполненных светом и локальным колоритом.
Участие в выставках и объединениях
С 1910 года художник начал участвовать в выставках. Он выставлялся с объединением «Бубновый валет» (1910, 1912), позже — со «Свободным творчеством», «Миром искусства», «Московским салоном», «4 искусства», АХРР и другими. В 1924 году был исключён из АХРР как «чуждый идеологии».
Работы Лобанова экспонировались за рубежом: в Японии, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке, Риге и Венеции. В 1926 году он провёл персональную выставку в Казани.
Музейная и научная деятельность
Помимо творческой работы, Сергей Лобанов внёс большой вклад в развитие музейного дела. С 1918 года он трудился в Наркомпросе, где курировал работу провинциальных музеев. Позже стал хранителем и заместителем директора Государственного музея новой западной живописи (ГМНЗИ).
Он активно участвовал в формировании музейных коллекций, научных экспозиций и каталогов. С 1930 по 1936 год был учёным секретарём ГМНЗИ. В 1935 году получил звание кандидата искусствоведения. В 1925 году опубликовал монографию «Поленов и Левитан». Позже написал и ряд статей по истории русского искусства, включая работу «Виктор Васнецов в Москве» (1961).
Преподавание и позднее признание
В 1914 году преподавал графику в частной женской гимназии Винклер в Москве.
После смерти в 1943 году его имя не было забыто. В 2006 и 2007 годах состоялись ретроспективные выставки в Москве и Санкт-Петербурге. Работы Лобанова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других ведущих музеях России.
Значение и наследие
Сергей Лобанов — представитель переходной эпохи: от авангарда к советской академической традиции. Его работы отмечены высоким мастерством, тонкой наблюдательностью и верностью художественному поиску. Вклад Лобанова в музейное дело и искусствознание также неоценим. Он оставил после себя не только живописное наследие, но и богатую научную базу, актуальную до сих пор.