Люшин Владимир Иванович

Годы жизни:1898–1970

Люшин Владимир Иванович (1898–1970)

Владимир Иванович Люшин — советский живописец, график, плакатист и театральный художник. Один из ярких представителей художественной школы 1920–1940-х годов, участник ведущих художественных объединений своего времени. Его творчество охватывает живопись, плакат, монументальную роспись и сценографию, отражая переход от авангарда к социалистическому реализму.

Образование и ранние годы

Владимир Люшин родился 13 мая 1898 года в селе Малино Коломенского уезда Московской губернии. С 1913 по 1917 год учился в Художественно-ремонтных мастерских при Строгановском центральном художественно-промышленном училище. Затем поступил в Строгановское училище, преобразованное в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), и учился там до 1924 года, уже в рамках ВХУТЕМАСа.

Его педагогами были ведущие мастера своего времени: А. А. Кандинский, А. В. Лентулов, Д. П. Штеренберг, В. А. Фаворский. Уже в студенческие годы участвовал в создании агитационных плакатов и абстрактных пространственных композиций. В 1922 году представил футуристический объект «Станция межпланетных сообщений».

Живопись и графика

С середины 1920-х годов Люшин создаёт тематические композиции и пейзажи. Среди его известных живописных произведений:

  • «Завод», «Радио» (оба — 1924)

  • «Молотилка» (1926)

  • «Пограничники в Батуми» (1932)

  • «С донесением» (1933)

  • «Крылатый агитатор» (1937)

Его графические работы 1927 года отражают повседневную жизнь и социалистическое строительство: «Приезд в деревню американской делегации», «Немецкая рабочая делегация в деревне», «Дети в сельскохозяйственной коммуне», «Фонтан забил».

Сценография и монументальное искусство

В 1925 году Люшин выполнил эскизы декораций и костюмов для спектакля «Ужовка» М. В. Шимкевича в Театре Революции. Он также участвовал в праздничном оформлении Красной площади (1926–1927) и Страстной площади (1930, совместно с К. А. Вяловым), работал в составе бригады А. А. Дейнеки над оформлением фабрики-кухни в Филях (1934) и монументальными панно для павильонов ВСХВ (1937–1941).

Плакат и агитация

Люшин был активным участником советской плакатной культуры. В 1931 году он создал известные работы:

  • «Комсомол — ударная бригада пятилетки»

  • «Да здравствует Красная Армия — оплот мирной политики Советской власти…»

  • «Рабочие заводов… обеспечим успех осенне-зимних перевозок» (1932)

Он также участвовал в создании «Плакатного букваря» для кружевниц Вологодской области, совместно с А. Дейнекой, Е. Зерновой, Е. Мельниковой и К. Козловой.

Во время Великой Отечественной войны работал в «Окнах ТАСС», создавая произведения на тему борьбы и победы: «Взрыв моста партизанами», «Штурм элеватора».

Выставки и объединения

С 1918 года Люшин активно участвовал в выставочной жизни. Он входил в состав художественных объединений:

  • «Конкрективисты» (1924–1925)

  • Общество художников-станковистов (ОСТ) (1925–1931)

  • Объединение «Изобригада» (1931–1932)

  • МОССХ (МОСХ) — с 1932 года

Участвовал в крупнейших отечественных и зарубежных выставках, в том числе:

  • 1-я дискуссионная выставка (1924)

  • «XV лет РККА» (1933–1935)

  • Международная выставка плаката в Лондоне (1934)

  • Художественно-кустарная выставка СССР в Нью-Йорке и других городах США (1929)

  • Выставки советской графики в Мадриде, Марселе, Софии и др. (1930-е)

Педагогическая деятельность и поздние годы

Люшин преподавал живопись в Московском институте изобразительных искусств, где передавал опыт молодым поколениям художников. Постоянно жил в Москве, а летние месяцы проводил в дачном посёлке «Советский художник» под Коломной.

Наследие

Произведения Владимира Ивановича Люшина находятся в собраниях:

  • Государственной Третьяковской галереи

  • Государственного Русского музея

  • Тверской областной картинной галереи

  • Региональных художественных музеев и частных коллекций

Значение

Владимир Люшин был не только талантливым живописцем и графиком, но и активным участником создания визуального языка советской эпохи. Его работы объединяют элементы авангарда и реализма, общественную выразительность и художественную строгость. Он внёс значительный вклад в формирование эстетики плаката, театральной сцены, монументального искусства и советской живописной школы.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!