Люшин Владимир Иванович
Годы жизни: | 1898–1970 |
Люшин Владимир Иванович (1898–1970)
Владимир Иванович Люшин — советский живописец, график, плакатист и театральный художник. Один из ярких представителей художественной школы 1920–1940-х годов, участник ведущих художественных объединений своего времени. Его творчество охватывает живопись, плакат, монументальную роспись и сценографию, отражая переход от авангарда к социалистическому реализму.
Образование и ранние годы
Владимир Люшин родился 13 мая 1898 года в селе Малино Коломенского уезда Московской губернии. С 1913 по 1917 год учился в Художественно-ремонтных мастерских при Строгановском центральном художественно-промышленном училище. Затем поступил в Строгановское училище, преобразованное в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), и учился там до 1924 года, уже в рамках ВХУТЕМАСа.
Его педагогами были ведущие мастера своего времени: А. А. Кандинский, А. В. Лентулов, Д. П. Штеренберг, В. А. Фаворский. Уже в студенческие годы участвовал в создании агитационных плакатов и абстрактных пространственных композиций. В 1922 году представил футуристический объект «Станция межпланетных сообщений».
Живопись и графика
С середины 1920-х годов Люшин создаёт тематические композиции и пейзажи. Среди его известных живописных произведений:
-
«Завод», «Радио» (оба — 1924)
-
«Молотилка» (1926)
-
«Пограничники в Батуми» (1932)
-
«С донесением» (1933)
-
«Крылатый агитатор» (1937)
Его графические работы 1927 года отражают повседневную жизнь и социалистическое строительство: «Приезд в деревню американской делегации», «Немецкая рабочая делегация в деревне», «Дети в сельскохозяйственной коммуне», «Фонтан забил».
Сценография и монументальное искусство
В 1925 году Люшин выполнил эскизы декораций и костюмов для спектакля «Ужовка» М. В. Шимкевича в Театре Революции. Он также участвовал в праздничном оформлении Красной площади (1926–1927) и Страстной площади (1930, совместно с К. А. Вяловым), работал в составе бригады А. А. Дейнеки над оформлением фабрики-кухни в Филях (1934) и монументальными панно для павильонов ВСХВ (1937–1941).
Плакат и агитация
Люшин был активным участником советской плакатной культуры. В 1931 году он создал известные работы:
-
«Комсомол — ударная бригада пятилетки»
-
«Да здравствует Красная Армия — оплот мирной политики Советской власти…»
-
«Рабочие заводов… обеспечим успех осенне-зимних перевозок» (1932)
Он также участвовал в создании «Плакатного букваря» для кружевниц Вологодской области, совместно с А. Дейнекой, Е. Зерновой, Е. Мельниковой и К. Козловой.
Во время Великой Отечественной войны работал в «Окнах ТАСС», создавая произведения на тему борьбы и победы: «Взрыв моста партизанами», «Штурм элеватора».
Выставки и объединения
С 1918 года Люшин активно участвовал в выставочной жизни. Он входил в состав художественных объединений:
-
«Конкрективисты» (1924–1925)
-
Общество художников-станковистов (ОСТ) (1925–1931)
-
Объединение «Изобригада» (1931–1932)
-
МОССХ (МОСХ) — с 1932 года
Участвовал в крупнейших отечественных и зарубежных выставках, в том числе:
-
1-я дискуссионная выставка (1924)
-
«XV лет РККА» (1933–1935)
-
Международная выставка плаката в Лондоне (1934)
-
Художественно-кустарная выставка СССР в Нью-Йорке и других городах США (1929)
-
Выставки советской графики в Мадриде, Марселе, Софии и др. (1930-е)
Педагогическая деятельность и поздние годы
Люшин преподавал живопись в Московском институте изобразительных искусств, где передавал опыт молодым поколениям художников. Постоянно жил в Москве, а летние месяцы проводил в дачном посёлке «Советский художник» под Коломной.
Наследие
Произведения Владимира Ивановича Люшина находятся в собраниях:
-
Государственной Третьяковской галереи
-
Государственного Русского музея
-
Тверской областной картинной галереи
-
Региональных художественных музеев и частных коллекций
Значение
Владимир Люшин был не только талантливым живописцем и графиком, но и активным участником создания визуального языка советской эпохи. Его работы объединяют элементы авангарда и реализма, общественную выразительность и художественную строгость. Он внёс значительный вклад в формирование эстетики плаката, театральной сцены, монументального искусства и советской живописной школы.