Маймон Моисей Львович
Годы жизни: | 1860–1924 |
Маймон Моисей Львович (1860–1924)
Моисей Львович Маймон — русский живописец, график, академик Императорской Академии художеств. Он стал одним из первых еврейских художников в России, получивших академическое признание. Его творчество сочетает академическую школу и глубокий интерес к еврейской истории, быту и вере.
Происхождение и образование
Маймон родился в 1860 году в местечке Волковышки Сувалкской губернии (ныне территория Литвы). Он происходил из бедной еврейской семьи. Детство прошло в традиционной среде — в хедере. Однако увлечение искусством привело его в Виленскую рисовальную школу, где он учился в 1879–1880 годах. Затем он поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Учёба там длилась с 1880 по 1887 год.
Уже во время учёбы Маймон получил несколько наград. Среди них — малые и большие серебряные медали, а в 1886 году — малая золотая. Дипломной работой художника стала картина «Святая Ирина исцеляет святого Себастьяна». За неё он получил звание «классного художника 1-й степени». Позднее за полотно «Марраны» (1893) Маймону было присвоено звание академика.
Художественный стиль и тематика
Художник работал в академической манере. Однако тематика его произведений была необычна для того времени. Он первым в российской живописи начал последовательно изображать еврейскую тематику. В его картинах находят отражение религиозные обряды, сцены быта, исторические и библейские сюжеты.
Среди его наиболее известных работ:
-
«Марраны» (1893) — тайное празднование Песаха во времена инквизиции;
-
«Митрополит посвящает Иоанна Грозного в схиму» (1888);
-
«Преподобный Серафим Саровский и Александр I» (1904);
-
«18 апреля в горах Тюренчена» (1905), посвящённая русско-японской войне.
Кроме того, Маймон создавал графические серии. Среди них — «Библейские женщины», «Мужи Библии», «Картины еврейской жизни». Его графика дополняла живописные работы и усиливала общее воздействие.
Педагогическая и общественная деятельность
Маймон активно участвовал в выставках. Он экспонировался в Академии художеств, Общине художников, а также за рубежом. В 1916 году вступил в Еврейское общество поощрения художеств. Там он преподавал, читал лекции и публиковал статьи. Он также начал писать автобиографию под названием «Тернистый путь». В ней он описал путь еврейского художника в Российской империи.
Последние годы и значение
Художник скончался 24 апреля 1924 года в Ленинграде. Похоронен на Преображенском еврейском кладбище. Его работы продолжают изучаться искусствоведами. Кроме того, они входят в коллекции музеев и частных собраний.
Маймон оставил важное художественное наследие. Он соединил академизм с национальной самобытностью. Его творчество стало важной частью еврейской и русской культуры конца XIX — начала XX века.