Максимов Василий Максимович

Годы жизни:1844-1911

Максимов Василий Максимович (1844–1911)

Василий Максимович Максимов — русский живописец и график, мастер жанровой живописи, академик Императорской Академии художеств, участник Товарищества передвижных художественных выставок. Его имя занимает достойное место среди художников, посвятивших своё творчество жизни простого народа.

Происхождение и ранние годы

Максимов родился в 1844 году в семье государственного крестьянина. Детство провёл в монастыре в Старой Ладоге, где впервые познакомился с религиозной живописью. С 1855 по 1862 годы он осваивал основы живописи в иконописных мастерских В. М. Пошехонова и К. А. Ярыгина в Петербурге. Одновременно посещал рисовальную школу при Технологическом институте, где развил академический рисунок.

Образование в Академии художеств

С 1863 по 1866 год учился в Императорской Академии художеств, в классе исторической живописи у Ф. А. Бруни, Т. А. Неффа, А. Т. Маркова и П. М. Шамшина. В эти годы был награждён малыми серебряными медалями (1864), большой серебряной медалью (1866), а также малой золотой медалью Виже-Лебрен за картину «Больное дитя (Деревенская сцена)». Однако, отказавшись участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, вышел из Академии со званием классного художника III степени.

Жизнь и творчество

В 1866 году Максимов поселился в деревне Шубино Тверской губернии, где работал домашним учителем. Его интерес к жизни народа отразился в ряде жанровых сцен. За картины «Бабушкины сказки», «Мечта о будущем», «Сборы на гулянье» и этюд «Старуха» он получил звание классного художника I степени (1870). В 1878 году за картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» и «Семейный раздел» был удостоен звания академика. Жил в Петербурге, а также в деревнях Чернавино и Любше Санкт-Петербургской губернии. Путешествовал по России, побывал на Урале (1871, вместе с В. М. Васнецовым), на Волге (1866, 1881–1896).

Художественное наследие

Максимов работал как жанрист, пейзажист и портретист. В 1860-х был участником художественной артели П. А. Крестоносцева. Увлекался резьбой по дереву и офортом. В «Подробном словаре русских гравёров» Д. А. Ровинского (1896) упоминаются девять его жанровых офортов. В 1890-х годах создал цикл пейзажей окрестностей Михайловского, посвящённых жизни А. С. Пушкина.

Выставки и признание

С 1868 года принимал участие в выставках Общества поощрения художников, а также на академических выставках (1870–1881), Всемирных выставках в Париже (1878, 1900), Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896). С 1872 года являлся полноправным членом Товарищества передвижников, участвуя в их выставках до конца жизни.

Произведения и музеи

Работы Василия Максимова хранятся в крупнейших художественных собраниях России и стран СНГ. Среди них: Государственная Третьяковская галерея Государственный Русский музей Художественные музеи Вологды, Новгорода, Иркутска, Воронежа, Барнаула, Кирова, Омска, Перми, Рязани, Таганрога, Севастополя, Челябинска, Одессы, Николаева, Львова, Луганска, Полтавы, Минска и др.

Заключение

Максимов был не просто талантливым художником. Он стал летописцем народной жизни, передав в своих полотнах не только быт, но и душу русской деревни. Его творчество — это синтез искреннего сочувствия к простым людям, мастерства академической школы и стремления к художественной правде.
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!