Мельников Дмитрий Иванович

Годы жизни:1889 — 1966

Дмитрий Иванович Мельников (1889–1966)

Дмитрий Мельников — российский художник-график, карикатурист, иллюстратор и мастер политического плаката. Один из ключевых участников формирования советской графики, он оставил обширное и разнообразное творческое наследие, охватывающее более полувека.

Биография

Дмитрий Иванович Мельников родился в 1889 году. Вероятно, в начале 1910-х годов он обучался в художественной школе К.Ф. Юона и И.О. Дудина в Москве. Затем продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1917 году.

Жил и работал в Москве. Уже в годы учёбы начал публиковаться как карикатурист, создавая шаржи на деятелей театра. Его рисунки появлялись в журналах «Театр и рампа», «Новый Сатирикон», а также в книге Лоло (Л. Г. Мунштейна) «Жрецы и жрицы искусства: Словарь сценических деятелей» (1910, 1912).

С 1917 года сотрудничал с изданиями «Творчество», «Смехач», «Красный перец», «Безбожник у станка», «Крокодил». В эти годы он активно работал в области книжной и журнальной графики, сотрудничая с ГИЗ, Воениздатом, издательствами «Крестьянская газета», «Молодая гвардия», «Новая Москва».

Иллюстрации и книжная графика

Мельников оформил десятки книг. Среди них:

  • А. Ильинский-Блюменау, «Сказка-быль о Марье Храброй…» (1924, 1925)

  • Н. Горбачев, «К общей цели через артели» (1926)

  • Л. Зилов, «Зверь-зверина, как твое имя» (1927)

  • А. Коваленский, «Волки», «Птицы» (1927)

  • И. Новиков, «Ёжик Егорка» (1927)

  • Р. Энгель, «Ветер: Книжка загадок» (1932)

Он также оформлял обложки для литературных альманахов «Недра» (1923, 1924).

Политический плакат и агитация

С 1918 по 1922 годы Дмитрий Мельников работал над агитационными плакатами для Политуправления Реввоенсовета, ГИЗ и издательства «Москуст». Среди них:

  • «Долой капитал! Да здравствует диктатура пролетариата»

  • «Празднование 1 Мая 1920 года»

  • «25 Октября 1917 — 7 ноября 1920»

  • «По копеечке с крестьянства собралось церквей убранство…» (1922)

Эти работы отличались социальной остротой и выразительным языком графики.

В годы войны

Во время Великой Отечественной войны Мельников стал автором антифашистских карикатур в «Окнах ТАСС» (1941–1943), журнале «Фронтовой юмор» (1942–1944) и газете «Правда» (1943–1946).

Станковая графика и портрет

Художник активно занимался портретной графикой, создавая образные и точные рисунки современников, в том числе:

  • К. Ф. Юон (1911), П. Д. Корин (1920, 1925), Н. М. Чернышёв (1921), Д. С. Моор (1934, 1938), М. С. Сарьян (1940-е)

  • Актёры: В. В. Готовцев (1910), М. А. Чехов (1917), И. М. Москвин (1910-е), Ф. И. Шаляпин (1921), Е. Н. Гоголева (1926)

  • Литераторы: В. М. Фриче (1921–1922), В. Г. Лидин (1950-е)

Создавал также пейзажи, экслибрисы и занимался оформлением массовых мероприятий — демонстраций, митингов.

Общественная и выставочная деятельность

Мельников с 1918 года активно участвовал в выставках. Был членом:

  • Общества «Московский салон» (1918–1921)

  • АХРР (1922–1923)

  • Общества художников Московской школы (1924)

  • Ассоциации художников-графиков при Доме Печати (1926–1929)

Экспонировался на выставках «Гравюра СССР за 10 лет» (1927), «Карикатура на службе социалистического строительства» (1932) и многих других.

Он также писал статьи по вопросам искусства: «Вопросы социалистического реализма», «Советский пейзаж».

Наследие

Работы Дмитрия Мельникова представлены в:

  • Государственной Третьяковской галерее

  • ГМИИ им. А. С. Пушкина

  • Российской государственной библиотеке

  • РГАЛИ (архив литературы и искусства)

  • Музейных собраниях по всей России

Заключение

Мельников Дмитрий Иванович — уникальный представитель русской графики XX века. Его наследие охватывает революцию, войну, искусство, литературу и театр. Он остался в истории как глубокий наблюдатель эпохи, мастер линии и художественной сатиры.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!