Мельникова Елена Константиновна
Годы жизни: | 1902–1980 |
Мельникова Елена Константиновна (1902–1980)
Елена Константиновна Мельникова — советская художница, график, живописец, плакатист. Участница важнейших художественных объединений первой половины XX века, активный участник движения ОСТ и «Изобригады». Работала в области агитационного плаката, монументальной живописи, книжной иллюстрации и декоративно-оформительского искусства.
Ранние годы и образование
Родилась в 1902 году в Москве. С 1918 года училась в Строгановском художественно-промышленном училище, которое затем было преобразовано во ВХУТЕМАС. Её педагогами стали признанные мастера авангарда и советской художественной школы: Д. П. Штеренберг, А. М. Родченко, А. Д. Древин, Н. А. Удальцова.
Участие в художественных объединениях
С 1926 года Мельникова вступает в Общество художников-станковистов (ОСТ) и принимает участие в трёх его выставках (1926, 1927, 1928). После раскола ОСТ присоединилась к объединению «Изобригада» (1931–1932), занимавшемуся производственной тематикой в искусстве.
Художественная деятельность
С 1924 по 1930-е годы активно работала с журналами и газетами, такими как «Безбожник у станка», «Смена», «Комсомольская правда», создавая иллюстрации и агитационные материалы.
В 1931 году Мельникова, совместно с А. А. Дейнекой, Е. С. Зерновой, К. А. Козловой и В. И. Люшиным, принимала участие в создании «Плакатного букваря» для кружевниц Вологодской области — уникального примера синтеза образовательного и агитационного искусства.
Монументальная живопись
С конца 1930-х годов художница активно участвовала в оформлении павильонов ВСХВ (ВДНХ). Совместно с К. А. Вяловым она создала живописные панно для павильонов «Зерно» и «Виноградарство» (1937–1939).
Плакатное искусство и участие в «Окнах ТАСС»
Во время Великой Отечественной войны Мельникова вошла в коллектив «Окна ТАСС», где создавала трафареты, настенные плакаты и агитационные лозунги. Её вклад в визуальную пропаганду этого времени стал значительным элементом культурной мобилизации общества.
Выставки и международное признание
Мельникова участвовала как в отечественных, так и в международных выставках. Среди них:
-
ОСТ (1926–1928)
-
«XV лет РККА» (1933)
-
ВСХВ, Всесоюзные выставки (1947, 1951)
-
Выставки советского искусства в США (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт, 1929), Германии (Кёнигсберг, 1932), Испании (Мадрид, 1933), Франции (Марсель, 1933), Великобритании (Лондон, 1934), Болгарии (София, 1936).
Наследие и собрания
Работы Е. К. Мельниковой находятся в коллекциях:
-
Государственной Третьяковской галереи
-
Государственного музея изобразительных искусств РОСИЗО
-
Самарского областного музея им. П. В. Алабина
-
Частных российских и зарубежных собраний
Значение и вклад
Елена Мельникова была представительницей поколения художников, сформированных авангардом, но нашедших путь в рамках социалистического реализма. Её творчество совмещает новаторские поиски формы с идеологической наполненностью эпохи. Особое значение имеют её работы в области плаката и монументального оформления, ставшие частью визуального кода советской культуры.