Милиоти Василий Дмитриевич
Годы жизни: | 1875 – 1943 |
Василий Дмитриевич Милиоти (1875–1943)
Василий Дмитриевич Милиоти — русский и советский живописец, график и театральный художник. Он был ярким представителем символизма, одним из участников объединения «Голубая роза», а также выдающимся мастером художественной книги и сценографии начала XX века.
Происхождение и образование
Василий Милиоти родился 17 февраля 1875 года в Москве в семье с греческими корнями. Его брат, Николай Милиоти, также стал известным художником. Василий получил университетское образование на юридическом и историко-филологическом факультетах, одновременно занимаясь рисованием под руководством брата. Позднее он учился в студиях Константина Юона и Фёдора Рерберга.
Начало творческого пути
В начале 1900-х годов Милиоти примкнул к кругу московских символистов. Его работы начали публиковаться в журналах «Весы» и «Золотое руно», где он выступал как художник и теоретик искусства. Он активно участвовал в художественной жизни: был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Наибольшую известность получил благодаря участию в выставке «Голубая роза» (1907), где представил цикл утончённых живописных произведений в духе символизма.
Особенности творчества
Живопись Василия Милиоти отличается утончённой образностью, поэтичностью и музыкальностью. Он создавал камерные композиции с участием ангелов, аллегорических фигур и мечтательных персонажей. Цветовая палитра его работ мягкая, с преобладанием лиловых, серебристых и жемчужных тонов.
Художник активно работал и в книжной графике. Он иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Шекспира, Гёте, Диккенса. Иллюстрации отличались особой лиричностью и стилевым единством с текстом.
Театральная деятельность
Милиоти проявил себя и как театральный художник. Вместе с Николаем Сапуновым он оформил спектакль «Гедда Габлер» Генрика Ибсена в постановке В. Э. Мейерхольда. Его сценография отличалась символистским строем, декоративностью и тонкой пластикой.
Жизнь после революции
После 1917 года художник работал в музейных комиссиях, участвовал в закупках произведений искусства, продолжал заниматься иллюстрацией. Однако начиная с 1927 года он перестал выставляться и вёл замкнутую жизнь. Несмотря на это, он продолжал писать картины, создавая «миниатюрные баллады» на темы музыки, поэзии и старинных легенд.
Наследие
Василий Милиоти скончался в Москве 5 марта 1943 года. Его произведения хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также в ряде частных коллекций. Сегодня интерес к его творчеству возрастает: искусствоведы высоко оценивают его вклад в развитие символизма и книжной графики в России.