Мухина Вера Игнатьевна

Годы жизни:1889-1953

Вера Игнатьевна Мухина (1889–1953) — скульптор, художник, пионер социалистического реализма

Вера Мухина — одна из ключевых фигур в истории советского искусства, известная как монументалист, график, сценограф и мастер декоративно-прикладного искусства. Она стала символом социалистического реализма, воплотившего дух своей эпохи в металле, фарфоре и стекле.

Происхождение и образование

Вера Мухина родилась в 1889 году в Риге в обеспеченной купеческой семье. Детство провела в Крыму, где получила начальное художественное образование в феодосийской гимназии. С 1908 года училась в Москве у К. Ф. Юона, И. О. Дудина, позже — у Н. А. Синицыной и И. И. Машкова.

В 1912–1914 гг. продолжила обучение в Париже — в академиях «Ля Палетт», «Гранд Шомьер», а также в Школе изящных искусств. Её педагогами были А. Ле Фоконье, М. Метценже и Э.-А. Бурдель. В это время она познакомилась с О. Цадкиным, Ж. Липшицем, Л. С. Поповой и другими яркими представителями авангардного Парижа.

Творческий путь

Вернувшись в Россию в 1914 году, Мухина жила в Москве. Уже в 1915–1916 гг. она участвовала в театральной сценографии вместе с А. А. Экстер, создавала костюмы для Камерного театра. С 1918 года активно участвовала в проекте монументальной пропаганды, разрабатывая памятники революционным героям и символам новой эпохи.

Кроме скульптуры, занималась промышленным дизайном: проектировала ткани, афиши, упаковки. В 1923 году вновь сотрудничала с Экстер, создавая моду для московского Ателье.

С 1926 года преподавала в московских художественных учреждениях, в том числе во ВХУТЕИНе. Работала с керамикой и стеклом, включая проекты для Ленинградского фарфорового завода и художественных мастерских.

Знаковые произведения

Самым известным произведением Мухиной стала скульптурная группа «Рабочий и колхозница», созданная для Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Эта композиция принесла ей международное признание и Гран-при. Позже она создала памятники А. М. Горькому, П. И. Чайковскому, а также архитектурные группы для Москворецкого моста.

Портретная галерея

Мухина оставила внушительную портретную галерею выдающихся современников, включая Н. К. Кольцова, С. А. Замкова, К. Ф. Юона, А. П. Довженко, В. К. Коккинаки и других. Эти образы отличает высокая выразительность и индивидуальность.

Стиль и вклад

Её ранние работы были близки к кубизму, однако с середины 1920-х годов она выработала собственный пластический язык — монументальный, обобщённый, с ярко выраженной архитектоникой. Скульптор работала с гипсом, мрамором, деревом, бронзой, нержавеющей сталью и стеклом.

Основной темой её искусства стало прославление человека труда и духовной красоты советской эпохи.

Признание и наследие

Мухина — народный художник СССР (с 1943 года), действительный член Академии художеств СССР (с 1947 года), пятикратный лауреат Сталинской премии. Её произведения находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музеях Украины и Европы, в том числе в собраниях Ватикана.

После её смерти в 1953 году прошло множество ретроспективных выставок — в Москве, Ленинграде, Бухаресте, Париже.

Заключение

Вера Мухина — это имя, которое ассоциируется с величием советской скульптуры и художественного поиска. Её наследие живо в архитектуре, музеях и памяти поколений. Её творчество объединяет мощь формы, гуманистический пафос и художественную новизну, ставшую классикой XX века.

Лотов нет
Лот №38
Мухина Вера Игнатьевна (1889-1953)
Эскизы скульптурных групп для Москворецкого моста

СССР, 1938 год. Материал: Гипс


1. Земля (Женская фигура с корзиной плодов). 10х13,2х9,1 см
2. Вода (Мужская фигура с рыбой). 10,7х15х8,5 см
3. Плодородие (Две фигуры с корзиной). 10,7х12,6х8,5 см
4. Хлеб (Группа со снопом). 11,5х13,3х9,2 см

Демонстрационные образцы для конкурсов и комиссий по оформлению убранства моста.
Реставрация, признаки старения.
Экспертное заключение НИНЭ им. П.М. Третьякова (эксперт Красникова И.Ф., 2018 год)
Провенанс: собрание семьи инженера-мостостроителя В.М. Вахуркина, личный подарок автора (со слов семьи)

Эскизы были выполнены в мягком материале, затем переведены в гипс. Скульптурные композиции должны были украшать Москворецкий мост, однако все средства были израсходованы на облицовку моста, после чего навсегда прекратилось сотрудничество Веры Мухиной с А.В. Щусевым.
Скульптура «Хлеб» была увеличена под надзором автора и хранится в собрании ГТГ, скульптуры «Вода» и «Земля» были увеличены гораздо позже, уже учениками В.И. Мухиной со значительными изменениями, установлены в парке «Лужники».

В собрании Русского музея хранятся аналогичные гипсовые модели того же времени, а также бронзовые отливки, выполненные в 1963 году.

Данные эскизы представляют значительный художественный и коллекционный интерес, имеют музейное значение.

Эстимейт: 3 200 000 — 4 500 000
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!