Нюренберг Амшей Маркович

Годы жизни:1887–1979 гг

Амшей Маркович Нюренберг (1887–1979): художник, теоретик, участник авангарда

Амшей Маркович Нюренберг — один из самых ярких представителей еврейско-украинского художественного авангарда XX века. Живописец, график, теоретик, педагог и активный участник культурной жизни России, Франции и Советского Союза. Его творческое наследие охватывает модернизм, сатиру, искусствоведческую публицистику и педагогическую деятельность.

Происхождение и обучение

Амшей Нюренберг родился в 1887 году в Елисаветграде (ныне Кропивницкий, Украина) в семье торговца рыбой. Был старшим из десяти детей. В 1905–1910 годах обучался живописи в Одесском художественном училище под руководством профессора Кириака Костанди, одного из основателей одесской школы живописи.

Парижский период

С 1911 по 1913 год Нюренберг жил в Париже, где стал частью «Парижской школы» — круга русскоязычных художников, работавших на Монпарнасе. В течение года делил ателье в легендарном фаланстере «Ля Рюш» с Марком Шагалом. Там он не только совершенствовал мастерство, но и активно включился в художественную среду, одновременно сотрудничая с газетами как художественный корреспондент.

Революционные годы и работа в Советской России

Во время Революции Нюренберг занимал пост комиссара искусств в Одессе. Позднее переехал в Москву, где работал с Владимиром Маяковским в «Окнах РОСТа», создавая более 200 сатирических плакатов. Он стал профессором ВХУТЕМАСа, преподавал историю западного искусства и участвовал в формировании новых художественных объединений. Был одним из основателей группы «НОЖ», принимал участие в акциях и выставках «Бубнового Валета», писал художественные манифесты и декларации, утверждая право на творческую свободу и обновление языка искусства.

Международное признание

В 1927–1929 годах, по приглашению наркома Анатолия Луначарского, Нюренберг находился в Париже как «культурный посол»: читал лекции о современном советском искусстве, писал статьи и участвовал в выставках. В 1928 году его работы были представлены на престижном парижском «Осеннем салоне».

Возвращение, выставки и литературная деятельность

По возвращении в Москву Нюренберг стал одним из организаторов Московского Союза художников (МОСХ) и продолжал активную творческую и просветительскую деятельность. Он издал монографию «Поль Сезанн» (типография ВХУТЕМАС, 1924), а в 1969 году — мемуарную книгу «Воспоминания, встречи, мысли об искусстве» (М., «Советский художник»). В Москве состоялись две его персональные выставки: в 1945 и 1961 годах. После смерти художника в 1979 году МОСХ организовал его мемориальную выставку. Осенью 2004 года галерея «Ковчег» представила совместную выставку Амшея и его брата Давида Девинова-Нюренберга.

Наследие

Работы Амшея Нюренберга хранятся в крупнейших музеях России, Украины и Узбекистана, включая:
  • Государственную Третьяковскую галерею
  • ГМИИ им. Пушкина
  • Восточный музей
  • Музей революции
  • Музей Маяковского
  • Художественные музеи Киева, Одессы, Кировограда
  • Музей им. Савицкого в Нукусе (Каракалпакия)

Семья

В 1915 году Нюренберг женился на Полине Мамичевой (1893–1978). Их дочь — Нина Нелина (1923–1966), была солисткой Большого театра и супругой писателя Юрия Трифонова. Последний описал своего тестя в ряде повестей и рассказов, включая «Дом на набережной».

Заключение

Амшей Нюренберг — художник исключительной многогранности, сочетавший страсть к живописи, культурной аналитике и общественной деятельности. Его жизнь охватывает несколько эпох, от русского модернизма до позднесоветского искусства, а наследие остаётся актуальным и сегодня — как источник вдохновения и исторического свидетельства эпохи перемен.
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!