Орлов Николай Васильевич
Годы жизни: | 1863 — 1924 |
Орлов Николай Васильевич
Николай Васильевич Орлов (26 апреля [8 мая] 1863 — 5 августа 1924) — русский художник-жанрист, педагог, график. Член Товарищества передвижников, близкий друг Льва Толстого, он посвятил своё творчество изображению жизни простого народа. Его произведения отличались искренностью, социальным подтекстом и выразительной реалистической манерой.
Ранние годы и художественное образование
Орлов родился в селе Буйцы Тульской губернии в семье безземельного крестьянина. После ранней смерти родителей воспитывался у дяди, иконописца В. И. Богуславского. Именно там он впервые познакомился с живописью. В 1882 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился у таких мастеров, как Владимир Маковский и Иларион Прянишников. За картину «Умирающая» был награждён большой серебряной медалью.
Творчество и становление
Начиная с 1894 года Орлов регулярно участвовал в выставках. В 1896 он стал полноправным членом Товарищества передвижных художественных выставок. Его произведения, такие как «Подати» (1895), «Проводы переселенцев» (1896), «Порка» (1904), вызвали общественный резонанс. Он обращался к крестьянским сюжетам, раскрывая темы нищеты, несправедливости и достоинства. Кроме жанровой живописи, Орлов писал пейзажи и работал в технике рисунка.
Связь с Толстым
Особое место в жизни Орлова заняло общение с Львом Николаевичем Толстым. Он не только часто гостил в Ясной Поляне, но и жил там с 1907 по 1910 год. Писатель называл Орлова своим «любимым художником». Более того, Толстой написал предисловие к альбому «Русские мужики» (1909), в котором высоко оценил талант живописца. Орлов также подолгу работал в имении Толстого в Никольском-Вязёмском у его сына.
Педагогика и общественная деятельность
В 1913 году Орлов работал преподавателем рисования в Липецкой женской гимназии. После революции он принимал участие в оформлении революционных мероприятий, создавал плакаты и декорации. Переехав на юг, он вёл художественные кружки, организовывал коммуны и старался применять свои убеждения в быту. В 1922 году, уже больной, он переехал в Москву для лечения, но продолжал трудиться вплоть до смерти.
Последние годы и память
Орлов умер 5 августа 1924 года в Москве. Его творчество, проникнутое нравственным пафосом и гуманизмом, сохранилось в собрании Третьяковской галереи, Русского музея и региональных музеев. Он оставил после себя художественное наследие, неотъемлемое от народной судьбы России начала XX века.