Pierre Philippe Thomire / Пьер-Филипп Томир

Годы жизни:1751-1843
Страна:Франция
Категория:Скульптор

Пьер-Филипп Томир (1751–1843) — выдающийся французский бронзовщик, чеканщик и художник декоративно-прикладного искусства, чье творчество являлось колоссальным вкладом в формирование стиля ампир, сформировав эстетику парадного интерьера конца XVIII — первой половины XIX века. Работы поставлялись ко дворам многих европейских монархов, а также использовались в убранстве королевских резиденций и домов состоятельных граждан. П.-Ф. Томир родился 5 декабря 1751 года в Париже в семье потомственного чеканщика Люка-Филиппа Томира. Затем художник получил блестящее образование, обучаясь под руководством двух значимых фигур своего времени — скульптора Жана-Антуана Гудона (1741–1828) и Пьера Гутьера (1732–1813), любимого бронзовщика короля Людовика XVI. Под влиянием Ж.-А. Гудона мастер освоил чувство формы и объема, а благодаря П. Гутьеру в совершенстве овладел техниками бронзового литья, чеканки и золочения. Получив в 1776 году звание мастера, П.-Ф. Томир открыл мастерскую в Сен-Мартене, где жил с семьей. Уже в 1779 году на Парижском Салоне были представлены две бронзовые уменьшенные копии знаменитой скульптуры Ж.-А. Гудона «Вольтер, сидящий в кресле». Успех был столь значительным, что в мае 1790 года эти отливки были отправлены в качестве дипломатического дара российской императрице Екатерине II в Санкт-Петербург. К середине 1780-х скульптор выполнял заказы для короля Людовика XVI. С 1783 года он сотрудничал с Севрской фарфоровой мануфактурой, где занимал должность штатного бронзовщика вплоть до 1813 года. Среди самых престижных заказов того времени — обстановочная бронза для Михайловского замка русского императора Павла I. Во времена Первой Империи П.-Ф. Томир стал крупнейшим бронзовщиком Франции. Он активно работал с ведущими художниками страны, и в 1809 году был удостоен звания «императорского чеканщика» (ciseleur de l'Empereur), а в 1811 году — придворного поставщика. Изделия мастерской П.-Ф. Томира пользовались необычайной популярностью в Российской Империи. Они украшали императорские дворцы, особняки и усадьбы русской знати, являясь показателем статуса и утонченного вкуса. Мастер оставил руководство фирмой в 1823 году, но до его смерти в 1843 году она сохраняла его имя и контроль производства. Предприятие продолжало выпускать престижные предметы обстановочной бронзы, маркированные знаменитым клеймом, вплоть до закрытия в конце 1850-х годов.
Работы П.-Ф. Томира и его мастерской хранятся в крупнейших музеях мира, а в России — главным образом в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Лот №42
Pierre Philippe Thomire / Пьер-Филипп Томир (1751-1843)
Подставка с фигурами трёх пляшущих вакханок

Франция, Париж, мастерская П.-Ф. Томира, нач. 1840-х гг. 
Экспертиза Л.А. Дементьевой от 23.06.2025.
Бронза, литье, чеканка, золочение.
Модель — начало 1820-х гг.
На плинте надпись: THOMIRE A PARIS.
Размеры: высота 62 см, диаметр основания 23,5 см, диаметр корзины 25,5 см.
Сохранность: утрата фрагментов (посохов, деталей корзины), следы реставрации корзины, потертости золочения.
Имеет музейное и коллекционное значение. 

Подставка представляет собой выдающийся образец парадного столового украшения эпохи ампир. Она выполняла не только декоративную, но и утилитарную функцию: её ажурная корзина, образованная виноградной лозой, предназначалась для размещения хрустальной вазы с фруктами, цветами или сладостями. Иногда вместо корзины устанавливался обруч со свечниками.
Подставка могла быть расположена на специальном зеркальном плато «surtout de table». Мерцание свечей, отражаясь в зеркальной поверхности и хрустальных элементах, усиливало блеск золоченой бронзы, создавая эффект сияния и торжественного величия, что превращало обеденный стол в произведение искусства.
Художественное решение подставки наполнено символикой. Три фигуры вакханок, спутниц Бахуса, в виноградных венках олицетворяют осенние праздники, освобождение от мирских забот и радость бытия. Композицию дополняют рельефы на основании, изображающие хоровод путти — мифологических предвестников земной любви. Они несут цветочные гирлянды с листьями аканта, который в античной традиции служил символом триумфа. Вместе эти образы создают сложную аллегорию празднества, изобилия и преодоления жизненных испытаний.
Аналогичные изделия представлены в собрании Государственного Эрмитажа (Инв. № Эпр-8018, Эпр-1035) и Государственного исторического музея (Инв. № БР 11, БР 221/1, БР 221/2, БР 9/1).

Эстимейт: 1 500 000 — 1 800 000
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!