Пимоненко Николай Корнильевич

Годы жизни:1862 - 1912 гг

Николай Корнилович Пимоненко (1862–1912) — мастер жанровой живописи и украинского реализма

Николай Пимоненко — выдающийся украинский живописец конца XIX — начала XX века. Он был академиком Императорской Академии художеств и постоянным участником Товарищества передвижных художественных выставок. Его прославили яркие, эмоциональные сцены, наполненные духом украинской деревни и народной жизни.

Происхождение и образование

Николай Пимоненко родился 21 марта 1862 года в киевском предместье Приорка в семье иконописца. Первые навыки живописи он получил в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко (1876–1882), где сразу проявил талант. Затем продолжил обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1882–1884) под руководством В. Д. Орловского. В это время он получил несколько наград и завершил обучение со званием классного художника.

Творческий путь и стиль

Художник специализировался на жанровой живописи. Он создавал яркие сцены из народной жизни — праздники, обряды, быт. Среди его самых известных картин: «Гопак», «Жертва фанатизма», «Святочное гадание», «На Иордане», «Без работы».

Пимоненко писал с теплотой и точностью, передавая характеры, обстановку и настроение. Он одинаково уверенно работал и маслом, и акварелью. Благодаря этому его картины отличались живостью и выразительностью.

Признание и участие в выставках

Уже с 1888 года художник стал участником выставок Товарищества передвижников. А в 1893 году вступил в его ряды как постоянный член. В 1904 году Академия художеств присвоила ему звание академика живописи. В 1909 году его картина «Гопак» получила золотую медаль на Парижском салоне, а позже была приобретена Лувром. Таким образом, его талант получил международное признание.

Педагогическая деятельность

С 1884 года Пимоненко преподавал рисование в Киеве. В начале XX века он стал профессором рисунка и заведующим кафедрой нарисованной геометрии в Киевском политехническом институте. Кроме того, с 1906 года преподавал в Киевском художественном училище. Среди его учеников — Казимир Малевич.

Церковное искусство

Художник участвовал в росписях киевских храмов, включая Троицкий и Владимирский соборы. За вклад в церковное искусство он был награждён орденом Святого Станислава и другими отличиями.

Наследие

Николай Пимоненко оставил более 700 живописных работ. Он создавал жанровые сцены, портреты, пейзажи. После его смерти в 1912 году в Киеве прошла масштабная мемориальная выставка. Там было представлено 184 картины, 419 этюдов и 112 рисунков.

Его произведения хранятся в крупнейших музеях:

  • Лувр (Париж)

  • Государственная Третьяковская галерея (Москва)

  • Русский музей (Санкт-Петербург)

  • Художественные музеи в Костроме, Харькове, Волыне, Чебоксарах и других городах

Память

В 1959 году в Киеве на доме художника появилась мемориальная доска. Его именем названа улица. В селе Малютянка, где он часто бывал, открыт мемориальный музей.

Заключение

Николай Пимоненко стал одним из самых значимых художников Украины своего времени. Он сумел объединить реализм с национальным духом, передав жизнь украинского народа с теплотой и уважением. Кроме того, его педагогическая работа оставила глубокий след: он воспитал целое поколение художников. Сегодня его картины по-прежнему воспринимаются как символ украинской художественной идентичности.

Лотов нет
Лот №20
Пимоненко Николай Корнильевич (1862 - 1912 гг)
Рисунок «Святочное гадание»

Россия, 1880-е годы. Бумага, акварель, тушь. 21,2 Х 15,2 см. Подпись справа внизу. Рисунок оформлен в раму, паспарту, под стекло.

На рисунке изображен сюжет, к которому Пимоненко в своем творчестве неоднократно обращался. Известно о 6 вариантах картины «Святочные гадания».  По имеющимся данным (монография Я. Затенацкого «Николай Корнилиевич Пимоненко. Жизнь и творчество»), оригинал имел размеры 110х76.5, в 1888 году выставлялся в Петербургской академии художеств и на передвижных выставках в Киеве и Казани, а потом был приобретен Академией художеств для Государственного Русского музея в Петербурге. Там он находится и сейчас. Остальные, – с тем же названием из коллекций Национального художественного музея Украины, Полтавского областного художественного музея, частной коллекции киевского коллекционера, Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова, а также картина под названием «Гадание» из коллекции Харьковского художественного музея, – можно считать авторскими повторениями. Они имеют разные размеры, но полностью идентичную композицию и одинаковый колорит (только харьковская работа имеет заметные цветовые особенности). Отличаются в них лишь некоторые мелкие детали, которые заметны при внимательном и тщательном сравнении. Все шесть работ датируются 1888 годом. Такое количество авторских повторений можно объяснить большой популярностью и востребованностью картины

Эстимейт: 160 000 — 200 000
Продано: 260 000
Лот №20
Пимоненко Николай Корнильевич (1862 - 1912 гг)
Рисунок «Святочное гадание»

Россия, 1880-е годы. Бумага, акварель, тушь. 21,2 Х 15,2 см. Подпись справа внизу

На рисунке изображен сюжет, к которому Пимоненко в своем творчестве неоднократно обращался. Известно о 6 вариантах картины «Святочные гадания».  По имеющимся данным (монография Я. Затенацкого «Николай Корнилиевич Пимоненко. Жизнь и творчество»), оригинал имел размеры 110х76.5, в 1888 году выставлялся в Петербургской академии художеств и на передвижных выставках в Киеве и Казани, а потом был приобретен Академией художеств для Государственного Русского музея в Петербурге. Там он находится и сейчас. Остальные, – с тем же названием из коллекций Национального художественного музея Украины, Полтавского областного художественного музея, частной коллекции киевского коллекционера, Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова, а также картина под названием «Гадание» из коллекции Харьковского художественного музея, – можно считать авторскими повторениями. Они имеют разные размеры, но полностью идентичную композицию и одинаковый колорит (только харьковская работа имеет заметные цветовые особенности). Отличаются в них лишь некоторые мелкие детали, которые заметны при внимательном и тщательном сравнении. Все шесть работ датируются 1888 годом. Такое количество авторских повторений можно объяснить большой популярностью и востребованностью картины

Эстимейт: 100 000 — 180 000
Не продано
Лот №69
Пимоненко Николай Корнильевич (1862 - 1912 гг)
Рисунок «Святочное гадание»

Россия, 1880-е годы. Бумага, акварель, тушь. 21,2 Х 15,2 см. Подпись справа внизу

На рисунке изображен сюжет, к которому Пимоненко в своем творчестве неоднократно обращался. Известно о 6 вариантах картины «Святочные гадания».  По имеющимся данным (монография Я. Затенацкого «Николай Корнилиевич Пимоненко. Жизнь и творчество»), оригинал имел размеры 110х76.5, в 1888 году выставлялся в Петербургской академии художеств и на передвижных выставках в Киеве и Казани, а потом был приобретен Академией художеств для Государственного Русского музея в Петербурге. Там он находится и сейчас. Остальные, – с тем же названием из коллекций Национального художественного музея Украины, Полтавского областного художественного музея, частной коллекции киевского коллекционера, Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова, а также картина под названием «Гадание» из коллекции Харьковского художественного музея, – можно считать авторскими повторениями. Они имеют разные размеры, но полностью идентичную композицию и одинаковый колорит (только харьковская работа имеет заметные цветовые особенности). Отличаются в них лишь некоторые мелкие детали, которые заметны при внимательном и тщательном сравнении. Все шесть работ датируются 1888 годом. Такое количество авторских повторений можно объяснить большой популярностью и востребованностью картины

Эстимейт: 120 000 — 250 000
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!