Пищалкин Леонид Фёдорович
Годы жизни: | 1873–1930 |
Леонид Фёдорович Пищалкин — живописец, путешественник и сценограф
Леонид Фёдорович Пищалкин (1 февраля 1873, Нижний Новгород — 1930, Москва) — русский и советский художник, пейзажист, сценограф и график. Он оставил заметный след в русском искусстве начала XX века. Его творчество связано с импрессионизмом, декоративно-прикладным искусством и театром.
Ранние годы и образование
Пищалкин родился в семье управляющего строгановскими землями. Сначала он получил медицинское образование. В 1899 году стал уездным врачом. Однако его страсть к искусству привела его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там он занимался под руководством Коровина и Серова. Таким образом, он получил базу для будущего творческого пути.
Первые путешествия и начало карьеры
С 1897 года Пищалкин участвовал в экспедиции на Новую Землю. Там он создал серию полярных этюдов. Эти работы приобрёл сам Павел Третьяков. Затем художник путешествовал по Уралу, Поволжью, Крыму и Кавказу. Впечатления от поездок легли в основу многих картин.
Сценография и декоративное искусство
С 1910 года он начал работать как сценограф. В частности, оформлял спектакли в Народном доме Морозова в Орехово-Зуево. Позже — в Московском театре для детей. Кроме того, он создавал графику, эскизы и книжные иллюстрации. В 1920-х годах Пищалкин сотрудничал с издательствами «Санпросвет» и «Учпедгиз».
Художественные объединения и выставки
Художник принимал участие во многих выставках. Он был членом Товарищества передвижников, Московского товарищества художников и объединения «Независимые». Также его работы экспонировались в салонах акварелистов и в обществе «Единорог». Благодаря этому он получил признание современников.
Преподавание и последние годы
После революции Пищалкин преподавал рисование и черчение в московских школах. Он продолжал работать вплоть до своей смерти в 1930 году. Его творчество сочетало наблюдательность, живописную тонкость и любовь к природе.
Наследие
Картины Леонида Пищалкина хранятся в Третьяковской галерее и региональных музеях России. Особенно ценятся его утренние и вечерние этюды, написанные в Клину и на Урале. В результате он вошёл в число заметных мастеров русской пейзажной школы.