Поленов Василий Дмитриевич

Годы жизни:1844 - 1927
Категория:Художник

Василий Дмитриевич Поленов

Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) — выдающийся русский живописец, педагог, театральный художник и архитектор. Он вошёл в историю как мастер светлого реалистического пейзажа, автор библейских полотен и основатель культурного центра в усадьбе Борок. Кроме того, Поленов оказал заметное влияние на художественное образование и просветительство в России.

Происхождение и образование

Поленов родился 1 июня 1844 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной и культурной семье. Его отец был историком, археологом и юристом, а мать — писательницей и художницей. Именно она привила сыну любовь к искусству. Сначала Василий обучался в гимназии, затем окончил юридический факультет Петербургского университета. Параллельно он учился в Императорской Академии художеств под руководством П. П. Чистякова. Уже в 1871 году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира» получил Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу.

Формирование стиля и европейские путешествия

В 1870-х годах художник совершил поездки по Франции, Италии и Германии. Там он активно работал, писал картины на исторические и религиозные темы. Одной из самых известных стала «Арест гугенотки» (1875), за которую он был удостоен звания академика. Благодаря впечатлениям от Европы его стиль постепенно эволюционировал от академизма к живому наблюдению за природой и повседневностью.

Вклад в движение передвижников

В 1878 году Поленов присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. Его участие в этом движении совпало с новым этапом в творчестве. В том же году он создал картину «Московский дворик», ставшую одним из первых примеров лирического пейзажа в русской живописи. Позже он развил это направление в работах «Бабушкин сад», «Заросший пруд» и «Золотая осень». Таким образом, художник смог объединить эмоциональную выразительность с натурной точностью.

Библейский цикл

Поездка на Ближний Восток в 1881 году вдохновила художника на создание цикла «Из жизни Христа». Центральное место в нём заняла картина «Христос и грешница» (1887). Вместо традиционной иконографической схемы Поленов стремился передать подлинную человечность евангельских сюжетов. Благодаря этому его работы получили признание как в России, так и за рубежом.

Усадьба Борок и просветительская миссия

В 1890 году Василий Дмитриевич обосновался в усадьбе Борок на берегу Оки. Там он построил дом-мастерскую, открыл народный театр и организовал музей для местных крестьян. Усадьба стала не только местом творчества, но и очагом культуры, доступной для простого народа. Более того, Поленов активно поддерживал юные таланты, обучал детей и вдохновлял окружающих на развитие через искусство.

Педагогическая и театральная деятельность

С 1882 по 1895 год художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками стали такие мастера, как Исаак Левитан, Константин Коровин, Александр Головин. Кроме живописи, он активно работал в театре: разрабатывал декорации и сценические решения, стремясь к исторической достоверности и живописной выразительности. Таким образом, он стал одним из первых профессиональных сценографов в России.

Поздние годы и признание

Несмотря на перемены после революции, Поленов не утратил творческой энергии. Он продолжал писать пейзажи и евангельские сцены. В 1926 году художнику было присвоено почётное звание Народного художника РСФСР. Через год, 18 июля 1927 года, он скончался в своей усадьбе. Его творческое и культурное наследие стало достоянием нации.

Известные произведения

  • «Московский дворик» (1878)
  • «Бабушкин сад» (1879)
  • «Христос и грешница» (1887)
  • «Заросший пруд» (1880-е)
  • «Золотая осень» (1893)
  • «На горе» (1900)

Значение

Поленов внёс уникальный вклад в русское искусство. Он стал родоначальником «интимного пейзажа», объединив свет, природу и личное восприятие. Его картины, преподавательская работа и просветительская деятельность помогли изменить представление о роли художника в обществе. Благодаря ему живопись приблизилась к человеку — как в образе, так и в смысле.

Лотов нет
Лот №30
Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927)
Эскиз декорации к опере А.А.Оленина «Кудеяр». Первый акт (Москва, Опера С.И.Зимина)

Россия, 1914-15 гг. Холст, масло. 19,4 Х 39,8 см. Справа внизу подпись "ВПолъновъ". В раме. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова (Н.С.Игнатова, 2019 г.).

Оленин Александр Алексеевич (1861-1944) – советский композитор и пианист. Родился в Рязанской губернии. Игре на фортепиано обучался в Риге у Луи Пабста. Затем учился в Москве. В 1884-89 годах жил в Петербурге, где брал уроки композиции у А.К.Лядова. Общался с композиторами «Могучей кучки», что вызвало у него интерес к народной песне. Говоря об Оленине, никак нельзя обойти вниманием его сестру. Мария Алексеевна Оленина –д’Альгейм (1869-1970), певица, меццо-сопрано. О ней разговор впереди. Вместе с сестрой А.А.Оленин выступал с концертами в качестве аккомпаниатора и автора исполнявшихся произведений. Принимал активное участие в деятельности организованного сестрой «Дома песни», от которого получил премию за гармонизацию народных песен. После 1917 года выступал с хором, работал в музыкальных учреждениях, был членом музыкально-этнографической комиссии в Москве. С 1927 года – Заслуженный деятель искусств РСФСР. Скончался в феврале 1944 года в Москве. Музыкальное наследие А.А.Оленина включает в себя симфонические поэмы для оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, а также романсы, песни, обработки народных песен. И сверх того – единственная опера «Кудеяр», оконченная в 1915 году. Была еще одна опера – «Алманзор», оставшаяся незаконченной. Либретто оперы «Кудеяр» основано на народной легенде о разбойнике XVII века Кудеяре. Эта легенда приводится Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»; существует романс на этот текст, входивший, между прочим, в репертуар Шаляпина. Единственная постановка «Кудеяра» - частный оперный театр Зимина. Оперный театр Зимина открылся в октябре 1904 года. Первоначально его спектакли ставились на сцене театра «Аквариум», а с 1908 года он обосновался в центре Москвы в здании, где ныне помещается театр оперетты. В 1917 году театр Зимина был национализирован, и после ряда реорганизаций был преобразован в филиал Большого театра. Репертуар театра Зимина включал оперы «Иван Сусанин», «Русалка», «Демон», «Князь Игорь», «Снегурочка», «Садко», «Хованщина», «Борис Годунов», «Аида» и ряд других. Под стать репертуару был и состав труппы театра. Там работали такие певцы, как Л.В. Собинов, Ф.И.Шаляпин, Л.М. Клементев, П.С.Оленин, О.И.Каминский, В.Л. Нардов, Е.В.Нечаева; режиссеры А.В.Ивановский, А.П.Петровский, Ф.Ф. Комиссаржевский; дирижеры М.ИИпполитов-Иванов, Э.А.Купер, А.М.Пазовский, Е.Е.Плотников; а еще – многие выдающиеся музыканты и театральные деятели того времени.

Эстимейт: 1 950 000 — 2 500 000
Не продано
Лот №25
Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927)
Эскиз декорации к опере А.А.Оленина «Кудеяр». Первый акт (Москва, Опера С.И.Зимина)

Россия, 1914-15 гг. Холст, масло. 19,4 Х 39,8 см. Справа внизу подпись "ВПолъновъ". В раме. Экспертиза НИНЭ им.П.М.Третьякова (Н.С.Игнатова, 2019 г.).

Оленин Александр Алексеевич (1861-1944) – советский композитор и пианист. Родился в Рязанской губернии. Игре на фортепиано обучался в Риге у Луи Пабста. Затем учился в Москве. В 1884-89 годах жил в Петербурге, где брал уроки композиции у А.К.Лядова. Общался с композиторами «Могучей кучки», что вызвало у него интерес к народной песне. Говоря об Оленине, никак нельзя обойти вниманием его сестру. Мария Алексеевна Оленина –д’Альгейм (1869-1970), певица, меццо-сопрано. О ней разговор впереди. Вместе с сестрой А.А.Оленин выступал с концертами в качестве аккомпаниатора и автора исполнявшихся произведений. Принимал активное участие в деятельности организованного сестрой «Дома песни», от которого получил премию за гармонизацию народных песен. После 1917 года выступал с хором, работал в музыкальных учреждениях, был членом музыкально-этнографической комиссии в Москве. С 1927 года – Заслуженный деятель искусств РСФСР. Скончался в феврале 1944 года в Москве. Музыкальное наследие А.А.Оленина включает в себя симфонические поэмы для оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, а также романсы, песни, обработки народных песен. И сверх того – единственная опера «Кудеяр», оконченная в 1915 году. Была еще одна опера – «Алманзор», оставшаяся незаконченной. Либретто оперы «Кудеяр» основано на народной легенде о разбойнике XVII века Кудеяре. Эта легенда приводится Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»; существует романс на этот текст, входивший, между прочим, в репертуар Шаляпина. Единственная постановка «Кудеяра» - частный оперный театр Зимина. Оперный театр Зимина открылся в октябре 1904 года. Первоначально его спектакли ставились на сцене театра «Аквариум», а с 1908 года он обосновался в центре Москвы в здании, где ныне помещается театр оперетты. В 1917 году театр Зимина был национализирован, и после ряда реорганизаций был преобразован в филиал Большого театра. Репертуар театра Зимина включал оперы «Иван Сусанин», «Русалка», «Демон», «Князь Игорь», «Снегурочка», «Садко», «Хованщина», «Борис Годунов», «Аида» и ряд других. Под стать репертуару был и состав труппы театра. Там работали такие певцы, как Л.В. Собинов, Ф.И.Шаляпин, Л.М. Клементев, П.С.Оленин, О.И.Каминский, В.Л. Нардов, Е.В.Нечаева; режиссеры А.В.Ивановский, А.П.Петровский, Ф.Ф. Комиссаржевский; дирижеры М.ИИпполитов-Иванов, Э.А.Купер, А.М.Пазовский, Е.Е.Плотников; а еще – многие выдающиеся музыканты и театральные деятели того времени.

Эстимейт: 2 500 000 — 2 800 000
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!