Редько Климент Николаевич

Годы жизни:1897–1956

Климент Николаевич Редько (1897–1956)

Климент Редько — советский художник, график, сценограф и теоретик искусства. Он стал одной из ключевых фигур русского авангарда 1920-х годов. Кроме того, Редько разработал концепцию проекционизма и стоял у истоков художественных групп «Электроорганизм» и «Метод».

Ранние годы

Климент Николаевич Редько родился 27 октября 1897 года в городе Холм (ныне Польша). Уже в юности он проявлял интерес к живописи. С 1910 по 1914 год учился в иконописной школе при Киево-Печерской лавре. Затем продолжил обучение в художественных школах Киева, Петрограда и Москвы. В частности, он посещал студию Фёдора Рерберга и школу ОПХ, где занимался под руководством Николая Рериха и Аркадия Рылова.

Формирование как художника

В 1918 году Редько оказался в Киеве. Здесь он стал учеником Александры Экстер — ведущей авангардистки того времени. Вместе с другими художниками Редько оформлял революционные праздники. Именно в Киеве он познакомился с Соломоном Никритиным. Это знакомство сыграло важную роль в его дальнейшем творческом пути.

Москва и обучение во ВХУТЕМАСе

В 1920 году Редько и Никритин переехали в Москву. По рекомендации Давида Штеренберга они поступили во ВХУТЕМАС — центр авангардного искусства и образования. Сначала Редько учился у Василия Кандинского. Затем он продолжил занятия под руководством Штеренберга. Благодаря этому опыту он начал осмысленно работать на стыке искусства, техники и идеологии.

Теория и художественные объединения

В начале 1920-х годов Редько стал автором теоретической концепции проекционизма. Он утверждал, что искусство должно отражать не внешний облик, а внутреннюю энергию вещей. Вместе с Никритиным он организовал группу «Электроорганизм» (1922), а позже — группу «Метод» (1923). Обе группы имели собственные манифесты, в которых рассматривались свет, биодинамика и проекции как основные художественные средства.

Выставки и признание

Творчество Редько получило признание и за пределами СССР. В 1922 году он участвовал в Русской художественной выставке в Берлине. Позднее — в Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924) и других. Персональные выставки прошли в Музее живописной культуры в Москве в 1926, 1927 и 1929 годах. Также Редько был членом ОСТ (Общества станковистов), а после его распада — участником «Изобригады».

Парижский период

В 1927 году, по инициативе Луначарского, художник уехал в Париж. Там он продолжил творческую деятельность, осваивая парадную живопись. Он экспонировался и активно взаимодействовал с европейской художественной средой. Однако в 1935 году он вернулся в СССР. К сожалению, по возвращении был обвинён в формализме и подвергся критике.

Поздние годы

В 1930-х и 1940-х годах Редько оформлял выставки, работал в Политехническом музее и сотрудничал с ТАСС. Кроме того, он создавал агитационные плакаты. В 1948 году был исключён из Союза художников. С 1950 по 1955 год руководил изостудией при Тимирязевской академии. Умер художник 18 февраля 1956 года в Москве.

Наследие

Работы Климента Редько находятся в ведущих музеях России: Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. Пушкина. Кроме того, его произведения входят в коллекцию Каракалпакского музея искусств им. Савицкого в Нукусе. Одной из самых известных его картин считается «Восстание» (1924–1925) — выразительное отражение духа эпохи.

Значение художника

Климент Редько стремился соединить искусство с наукой и техникой. Его теоретическое и художественное наследие по-прежнему изучается и ценится. В результате, он остаётся одной из самых ярких и самобытных фигур русского авангарда XX века.

Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!