Савинов Александр Иванович
Годы жизни: | 1881–1942 |
Савинов Александр Иванович (1881–1942)
Александр Иванович Савинов — русский и советский живописец, график, монументалист, педагог и исследователь искусства. Его творческое и преподавательское наследие стало важной частью истории отечественного искусства первой половины XX века. Савинов сочетал академическую школу с влияниями модерна и символизма, развивая монументальную живопись и участвуя в крупнейших художественных объединениях своего времени.
Происхождение и образование
Савинов родился в 1881 году в Саратове в купеческой семье. Первоначальное художественное образование он получил в Боголюбовском рисовальном училище, где учился с 1897 по 1901 год у В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки. Здесь он познакомился и подружился с будущими мастерами русского искусства: П. С. Уткиным, П. В. Кузнецовым и А. Т. Матвеевым.
Затем в 1901 году Савинов переехал в Петербург и продолжил обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Он занимался с перерывами до 1908 года у Я. Ф. Ционглинского, И. И. Творожникова, Г. Р. Залемана и в мастерской И. Е. Репина под руководством Д. Н. Кардовского. Параллельно он посещал историко-философский и юридический факультеты Санкт-Петербургского университета.
В 1908 году Савинов отправился в Париж, где посещал Школу Ф. Коларосси. За картину «Купание лошадей» он получил звание художника и право на стажировку за границей.
Путешествия и ранняя карьера
С 1909 по 1911 год, как пенсионер Академии, Савинов жил в Италии. Он также побывал в Константинополе, Смирне и Афинах, где продолжал изучать искусство. Эти поездки существенно повлияли на его художественный стиль.
В это же время он стал членом Нового общества художников (1908), а затем — Союза русских художников (1910). В 1917 году присоединился к объединению «Мир искусства».
Преподавание и монументальная живопись
После возвращения в Петербург Савинов преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в школе-мастерской М. Д. Бернштейна и Л. В. Шервуда. В 1912 году он посетил Ферапонтов монастырь, а также Новгород и Ярославль, где изучал древнерусские фрески.
В 1912–1915 годах художник выполнил росписи в церкви Христа Спасителя в имении Натальевка Харьковской губернии. Заказчиком выступил сахарозаводчик П. И. Харитоненко. Позднее, в 1915–1917 годах, он расписал храм на братском кладбище в Москве — памятник павшим в Первой мировой войне.
Деятельность в Саратове
С 1917 по 1922 год Савинов жил в Саратове, где работал учёным экспертом в художественном музее имени А. Н. Радищева. Кроме того, он возглавлял мастерскую монументальной живописи в саратовских Государственных свободных художественных мастерских (позднее ВХУТЕМАС). В 1920–1921 годах создал эскизы росписей для Дворца труда в Саратове, однако проект так и не был реализован.
Возвращение в Петроград и зрелое творчество
В 1922 году Савинов вернулся в Петроград. Два года спустя стал одним из учредителей объединения «4 искусства». В 1924–1925 годах его работы были представлены на выставке русского искусства в Центральном дворце в Нью-Йорке.
Позже, в 1926–1927 годах, он вёл частную художественную мастерскую. В 1935 году участвовал в выставке «XV лет РККА» в Государственном Русском музее.
Наследие
Александр Иванович Савинов оставил обширное и многогранное художественное наследие. Его произведения сочетают академическую выучку с декоративной образностью и философским содержанием. Он оказал влияние на развитие монументального искусства и подготовил целую плеяду учеников. Работы Савинова хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Третьяковской галереи и других музеев России.