Шарлемань Адольф Иосифович

Годы жизни:1826–1901

Шарлемань Адольф Иосифович (1826–1901)

Адольф Иосифович Шарлемань — русский живописец, график, сценограф и мастер декоративно-прикладного искусства. Он происходил из семьи потомственных художников французского происхождения, сыгравших заметную роль в истории русского искусства. Его работы охватывают широкий спектр жанров: от батальной и исторической живописи до театральных костюмов, акварелей, иллюстраций и предметов прикладного дизайна.

Происхождение и образование

Шарлемань родился 8 декабря 1826 года в Санкт-Петербурге. Его дед, Жан Батист Боде-Шарлемань, был скульптором-декоратором и поселился в России в 1750-х годах. Отец художника, Иосиф Иванович Шарлемань, как и дяди — Людвиг и Карл, — окончили Императорскую Академию художеств и сделали карьеру в архитектуре и скульптуре. Старший брат Адольфа также стал архитектором.

Начальное образование он получил в училище при лютеранской церкви Святых Петра и Павла. В 1847–1855 годах обучался в Академии художеств, сначала у Ф. А. Бруни в классе исторической живописи, а с 1849 года — в батальном классе у Б. П. Виллевальде. За годы учёбы Шарлемань получил все возможные академические награды, включая большую золотую медаль за работу «Суворов на вершине Сен-Готарда» (1855), а также звание классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку.

Пенсионерская стажировка и ранние работы

В 1854 году он принял российское подданство. В 1856–1860 годах находился в заграничной стажировке, работая в Мюнхене с А. Е. Коцебу, а также в Париже. В 1858 году совершил поездку по Италии и Швейцарии. За картину «Последний ночлег Суворова в Швейцарии в 1799 году» (1859) удостоен звания академика. Хотя срок пенсионерства не был завершён, в 1860 году он вернулся в Россию по семейным обстоятельствам. По решению Академии оставшиеся два года получал финансирование для путешествий по стране и изучения народного быта.

Педагог, декоратор и придворный художник

С 1861 года Шарлемань начал работать по заказам католических церквей и Мальтийской капеллы. В 1864 году он создал картину «Покушение на жизнь графа Берга» для польского заказчика. В 1868 году получил звание профессора Академии художеств за работу «Екатерина II в мастерской Фальконета».

Художник сотрудничал с Императорскими театрами, создавая эскизы костюмов для опер и балов. Он также преподавал акварель в Рисовальной школе Общества поощрения художников (с 1878 года) и стал членом Общества русских акварелистов.

Работа при дворе и в прикладной графике

С 1870 года он работал в гравёрном отделении Экспедиции заготовления государственных бумаг. В 1871 был приглашён в Главное интендантское управление для создания акварельных сцен парадов, манёвров и охотничьих выездов для альбомов императора Александра II. В 1875 году ему присвоено звание художника Его Императорского Величества.

Шарлемань активно работал в сфере прикладного искусства. Он создавал иллюстрации к литературным произведениям, рисунки для вееров, ширм и игральных карт, меню для императорских банкетов и программки концертов. Кроме того, разрабатывал эскизы военной формы и костюмы для придворных торжеств.

Выставочная деятельность и признание

Несмотря на обширное творчество, Шарлемань редко участвовал в выставках. Его занятость императорскими заказами ограничивала участие в художественной жизни. Тем не менее, его произведения экспонировались на международных выставках в Париже (1867), Вене (1873), Антверпене (1885) и на Всероссийской выставке в Москве (1882).

Наследие

Художник скончался в 1901 году в Санкт-Петербурге. Его работы входят в коллекции крупнейших музеев России. Шарлемань оставил после себя многогранное наследие: от батальной живописи до декоративной графики. Его имя ассоциируется с высоким академическим мастерством и утончённой работой для императорского двора.

Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!