Стеллецкий Дмитрий Семёнович
Годы жизни: | 1875—1947 |
Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875–1947)
Художник, график, сценограф, искусствовед. Представитель неорусского стиля и символизма.
Биография
Дмитрий Семёнович Стеллецкий родился в 1875 году в Ковно (ныне Каунас, Литва) в семье врача. Начальное художественное образование получил в России, после чего продолжил обучение в Париже, где поступил в известную Академию Жюлиана. Здесь он оказался в центре символистских и модернистских течений, что оказало влияние на становление его авторской манеры.
Возвратившись в Россию, Стеллецкий вошёл в круг объединения «Мир искусства», сблизившись с такими мастерами, как Николай Рерих, Иван Билибин, Александр Бенуа. Его творчество постепенно обрело собственное направление, сочетающее эстетические идеи русского Средневековья, византийской иконописи и декоративных принципов модерна.
Творчество
Дмитрий Стеллецкий работал в различных жанрах:
-
монументальная живопись,
-
станковая живопись,
-
графика,
-
книжная иллюстрация,
-
театральная декорация,
-
искусствоведческое исследование древнерусского искусства.
Одним из центральных источников вдохновения художника стала древнерусская иконопись. Он не только воспроизводил её в стилистике, но и стремился к её переосмыслению, создавая оригинальные произведения, наполненные символикой и образностью христианской Руси.
Значительное место в его творчестве занимают:
-
иллюстрации к летописям («Повесть временных лет»),
-
проекты и росписи храмов в Пскове, Киеве и других городах,
-
авторские иконы и иконостасы, выполненные в стиле, близком к византийскому канону.
Кроме художественной деятельности, Стеллецкий изучал древнерусское искусство, был одним из первых, кто осмыслял икону как предмет не только религиозного, но и художественного значения.
Эмиграция и поздние годы
После революции художник покинул Россию и поселился во Франции. В эмиграции он продолжил творческую и научную деятельность, жил и работал в Париже. В этот период он создаёт новые серии живописных и графических работ, занимается росписью интерьеров, оформлением витражей и мозаик, а также пишет научные статьи, посвящённые вопросам иконописи и русской художественной традиции.
Скончался Дмитрий Стеллецкий в Париже в 1947 году.
Наследие
Произведения Стеллецкого хранятся в собраниях:
-
Государственной Третьяковской галереи,
-
Государственного Русского музея,
-
Музея декоративного искусства в Париже,
-
а также в частных коллекциях во Франции, России и других странах.
Творчество Дмитрия Стеллецкого занимает особое место в истории русского искусства начала XX века. Он стал одним из основателей современного взгляда на иконопись как на искусство высокого эстетического значения, а также продолжателем традиций, объединивших Восток и Запад, религию и стиль, древность и современность.