Валентинов Борис Валентинович
Годы жизни: | 1894 – после 1968 |
Валентинов Борис Валентинович (1894 – после 1968)
Борис Валентинович Валентинов — советский скульптор и педагог, представитель реалистической школы пластики. Один из участников Общества русских скульпторов, он внёс заметный вклад в развитие советского монументального искусства первой половины XX века.
Биография и образование
Борис Валентинов родился 2 (14) мая 1894 года в Смоленске. С 1920 по 1925 год обучался во ВХУТЕМАСе в Москве. Он проходил курс в мастерских у таких мастеров, как Дмитрий Кардовский, Борис Королёв и Дмитрий Щербиновский. Его дипломная работа — гипсовая статуя «Жница (Улыбающаяся крестьянка)» — была высоко оценена современниками.
Участие в художественных объединениях
С 1925 года Валентинов активно участвовал в художественной жизни. Он вошёл в Общество русских скульпторов — важное объединение, продвигавшее реалистическую скульптуру в СССР. Благодаря участию в выставках, его работы стали известны не только в профессиональной среде, но и широкой публике.
Основные произведения
Мастер создал целый ряд выразительных композиций и портретов. Среди них:
- Портрет Н. В. Туркина (бронза, 1927);
- Портрет А. М. Горького (гипс, 1929);
- Портрет И. В. Мичурина (1938) — первый памятник учёному в Москве;
- «Покушение на Ленина» (1928);
- «Карачаевские танцовщицы» (1937);
- «Борьба» (1960);
- Монументальный фриз для клуба издательства «Правда» (1935).
Эти работы отличались выразительной лепкой и вниманием к социальной тематике. Таким образом, Валентинов оказался в числе ведущих мастеров своего времени.
Педагогическая деятельность
Валентинов много преподавал. Он работал в Свердловском художественном техникуме, МАрхИ, МВХПУ имени Калинина, а также в МИПИДИ, где был деканом факультета скульптуры. Среди его учеников — Зинаида Баженова, Ольга Богданова и Фёдор Викулов. Студенты отмечали его как строгого, но вдумчивого наставника.
Наследие
Борис Валентинович Валентинов оставил заметный след в истории советского искусства. Его произведения, выполненные в духе реализма, украсили публичные пространства Москвы. Кроме того, его преподавание способствовало формированию нового поколения скульпторов. Несмотря на отсутствие широкой популярности сегодня, его работы сохраняются в музеях и частных коллекциях.