Ваулин Пётр Кузьмич
Годы жизни: | 1870–1943 |
Пётр Кузьмич Ваулин (1870–1943)
Пётр Ваулин — русский и советский художник-керамист, инженер, изобретатель и педагог. Он стал одним из основателей художественной керамики в России и внёс значительный вклад в развитие прикладного искусства XX века.
Биография
Пётр Кузьмич Ваулин родился в 1870 году в селе Всеволожское, под Петербургом. В начале своей карьеры он работал на фабрике М. А. Кузнецова, где изучил основы технологии керамики. Позже он стал главным технологом Абрамцевской мастерской, основанной при участии Саввы Мамонтова. Эта мастерская сыграла важную роль в становлении художественной керамики как самостоятельного искусства.
С 1900-х годов Ваулин руководил собственной керамической мастерской в Кикерино (Гатчинский район). В советский период преподавал и занимался научной работой. В 1930-х годах переехал в Тбилиси, где продолжил работать до конца жизни.
Творчество
Ваулин был не только художником, но и талантливым инженером. Он разработал собственные рецепты глазурей, красок и способов обжига. Его работы отличались декоративностью, устойчивостью к времени и высоким художественным качеством.
Он создавал:
-
майоликовые панно и архитектурные вставки для фасадов зданий,
-
вазы, плитку, декоративную керамику для выставок и интерьеров,
-
уникальные рельефные композиции, сочетающие традиции и новые художественные идеи.
Кроме того, Ваулин экспериментировал с цветом и фактурой, что делало каждое изделие живым и неповторимым.
Образовательная и технологическая работа
Пётр Ваулин не ограничивался только творчеством. Он преподавал в Ленинградском керамико-художественном техникуме, занимался обучением молодых мастеров. Также внедрял новые технологические процессы в производство, сочетая искусство с точной инженерной наукой.
Наследие
Керамика Петра Ваулина украшает:
-
здания в Санкт-Петербурге и Тбилиси,
-
музей декоративно-прикладного искусства в Кусково,
-
Русский музей и другие коллекции.
Сегодня его считают основателем советской школы керамики. Его имя стоит в ряду новаторов, которые соединили эстетику, науку и народные традиции в одном виде искусства.