Яковлев Павел Филиппович
Годы жизни: | 1853-1921 гг |
Яковлев Павел Филиппович (1853–1921)
Павел Филиппович Яковлев — русский живописец, график и иллюстратор. Он работал в жанровой живописи, исторической композиции и религиозном искусстве. Также проявил себя как книжный художник и преподаватель.
Происхождение и образование
Художник родился 27 декабря 1853 года в селе Боринские Заводы Липецкого уезда. Сейчас это территория Воронежской области. Начальное образование получил в уездном училище в Задонске. С 1865 по 1867 год обучался в московской иконописной мастерской. Затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были В. В. Пукирев, В. Г. Перов и К. А. Трутовский.
Творческие достижения
Уже в годы учёбы Яковлев получил признание. За картину «Убийство на большой дороге» он был удостоен стипендии. Позже получил премию за эскиз «Братья-разбойники». В 1875 году завоевал большую серебряную медаль за полотно «На пожарище». Эти работы отличались реализмом и социальной остротой.
В 1877 году, испытывая финансовые трудности, он покинул училище и переехал в Воронеж. Там продолжил работу над жанровыми сценами. Одной из самых известных стала картина «После градобития» (1884).
Работа в Москве и выставки
С 1884 года художник жил в Москве. Он активно участвовал в деятельности Общества художников исторической живописи. Выставлялся в 1896 и 1898 годах. В 1891 году представил персональную выставку в Московском обществе любителей художеств. Среди экспонатов выделялась картина «Нет пощады».
Иллюстрации и педагогика
Яковлев много работал как иллюстратор. Его рисунки публиковались в «Дневнике писателя» и «Светоче». Также он иллюстрировал произведения Киплинга и Жиркевича. Помимо творческой деятельности, преподавал живопись.
Росписи и оформление храмов
С 1910 по 1913 годы художник выполнял росписи в храмах. В частности, оформил плафон Иверской часовни на Красной площади. Также работал в частных имениях, создавая декоративные плафоны.
Наследие и значение
Яковлев умер в 1921 году. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и других собраниях. Он оставил след в истории русской живописи как тонкий наблюдатель и выразитель народной жизни. Его картины ценят за глубину, композиционную ясность и искренность образов.