Замирайло Виктор Дмитриевич
Годы жизни: | 1868–1939 |
Виктор Дмитриевич Замирайло (1868–1939)
Виктор Дмитриевич Замирайло — русский художник, график, иллюстратор и театральный декоратор. Он вошёл в историю как яркий представитель художественного направления «Мир искусства». Его работы отличались фантастичностью, декоративностью и графической выразительностью.
Биография
Виктор Замирайло родился 24 ноября 1868 года в Черкассах, Киевская губерния. Уже в юности он проявлял способности к рисованию. С 1881 по 1886 год обучался в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко. Там он сблизился с Михаилом Врубелем и Виктором Васнецовым. Кроме того, он помогал им в росписи Кирилловской и Владимирского соборов.
С конца 1890-х годов Замирайло начал участвовать в выставках в Москве и Петербурге. Таким образом, он вошёл в круг художников, связанных с Московским обществом художников, Союзом русских художников и объединением «Мир искусства».
Театральная и художественная деятельность
С начала XX века Замирайло работал как театральный декоратор. Он создавал сценические оформления для спектаклей в Москве и Петербурге. Его подход отличался сочетанием орнаментальности и символизма.
В 1914 году он принял участие в оформлении Казанского вокзала в Москве. Это стало возможным благодаря приглашению Александра Бенуа. После этого Замирайло окончательно перебрался в Петербург.
Книжная графика
Художник особенно прославился как мастер книжной графики. Его первой крупной работой стало оформление издания «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина в 1900 году. Иллюстрации создал Васнецов, а Замирайло оформлял орнамент и шрифт.
Позже он активно работал с детской и классической литературой. В числе значимых проектов:
-
«Джек — покоритель великанов» (1921),
-
«Путешествия Гулливера» (1920-е),
-
«Как ни в чём не бывало» Алексея Толстого (1924),
-
«Маленький оборвыш» (1929).
Он сотрудничал с такими издательствами, как Госиздат, «Эпоха» и «Алконост». Его стиль отличался вниманием к композиции страницы и декоративным деталям.
Стиль
Работы Замирайло часто сравнивают с графикой Гюстава Доре. Его композиции были насыщены фантастикой, гротеском и декоративными элементами. Таким образом, он стал одним из выразителей русского модерна в графике.
Современники отмечали его умение передавать атмосферу сновидения и символического сна. Между тем, его стиль оставался узнаваемым и самобытным.
Преподавание
Замирайло также работал преподавателем. В 1918–1921 годах он преподавал в Институте фотографии и фототехники. С 1925 по 1929 год вёл занятия в ленинградском ВХУТЕИНе.
Последние годы
В последние годы жизни художник жил в бедности. Он почти полностью потерял зрение. Скончался 2 октября 1939 года в доме престарелых в Новом Петергофе.
Наследие
Произведения Виктора Замирайло хранятся в крупнейших российских музеях. Среди них — Государственная Третьяковская галерея, Русский музей и ГМИИ имени А. С. Пушкина. Кроме того, его работы находятся в частных собраниях.