Этапы становления живописи

Если погрузиться в историю, можно обнаружить, что картины создавались не только в силу декоративной функции, но и благодаря целому комплексу различных причин. А аукцион живописи как явление – это гораздо больше, чем просто место купли-продажи работ. Давайте совершим краткий экскурс в историю и выясним, как развивалась живопись и почему этот вид искусства так востребован среди коллекционеров?
Пещерные творения: самые ранние картины
Самые старые известные картины были созданы около 40 000 лет назад. Эти первые творения приняли форму простых наскальных рисунков, которые были нанесены на скалистые стены с использованием черного пигмента и красной охры.
Хотя эти древние наскальные рисунки имеют примитивный стиль, они демонстрируют удивительный уровень натуралистичности деталей. Например, в пещере Шове во Франции в дополнение к абстрактным рисункам и геометрическим узорам изображены львы, буйволы, мамонты, носороги. Такие нюансы как размер, следы и общий внешний вид животных были необходимы и для охоты, и для выживания. По мнению многих исследователей, живопись тех лет играла исключительно практическую роль.
Этапы становления живописи египетского искусства
Подобно доисторическим цивилизациям, древние египтяне создавали фрески прямо на каменной поверхности. Эти рисунки, как правило, размещались на стенах храмов и зданий, где их могла увидеть большая часть населения.
Обычно живопись на древнеегипетских стенах была графической, исследуя темы и идеи через символизм, а не реализм. Симметрия была очень важным элементом древнеегипетской живописи, изображения часто создавались в форме силуэтов с жирным контуром.
Одной из ключевых целей древнеегипетских картин было создание произведений искусства для умерших, чтобы сделать их пребывание в загробной жизни более приятным. Часто работы изображали людей, отправляющихся в путешествие в подземный мир под защитой различных божеств. Живопись играла решающую роль в древнеегипетском трауре и похоронах, создавая ощущение спокойствия и мира у близких усопшего.
Этапы становления живописи Греции и древнем Риме
Картины древних цивилизаций использовались для информирования и просвещения аудитории. Однако важно помнить, что жизнь древнего художника сильно отличалась от жизни современного творца. Древний художник, прежде всего, считался разнорабочим, а не искусным мастером. Художники древнего мира обладали удивительно небольшой автономией в отношении того, что они изображали на своих картинах, поскольку они работали по заказам своих покровителей, которые обычно были членами высших слоев общества. Работы были призваны показать подданным богатство и статус господ.
Помимо этого, изобразительное искусство было средством передачи древних мифов и легенд. Фрески на стенах помпейских вилл были созданы не только для декоративного эффекта, но и для информирования неграмотных зрителей.
Этапы становления живописи средневековья
В 4-м веке н.э. Римская империя начала приходить в упадок. В то же время христианство становилось все более и более распространенным, и в 313 году н.э. римский император Константин стал христианином и официально признал религию.
Подъем христианства оказал глубокое влияние на искусство. Живопись приобрела новые амбиции и дух, и художникам было поручено украшать стены церквей мозаикой, панно и фресками.
Как и в былые времена, мастера не были независимыми. Церковь поручила передать учение христианства через картины, и сделать это нужно было как можно яснее.
В частности, в Средневековье алтарь превратился в ключевое, тотальное произведение искусства, сочетающее в себе скульптурный рельеф, архитектуру и живопись. Церковь заказала множество образов у величайших мастеров, многие из которых до сих пор известны во всем мире. Функция этих работ заключалась в том, чтобы приблизить зрителей к вере.
Большая часть раннехристианской живописи была сильно стилизована и нереалистична, особенно в византийский период. Однако, к середине 13-го века, с приходом готического движения, средневековая живопись стала более натуралистичной. Истоки этого новаторского реалистичного движения возникли в Италии у итальянского мастера Джотто ди Бондоне.
Живопись эпохи Возрождения и возвращение классики
Работы этого периода нередко попадают на аукцион живописи, где продаются за баснословные деньги. И это неудивительно: Ренессанс называют золотым веком искусства.
На этом этапе начались эксперименты с натурализмом, представленным в готическом стиле. Ключевым центром развития стала Флоренция, где огромное внимание уделялось симметрии, гармоничным пропорциям и регулярности деталей, что перекликалось с идеалами древнегреческого и римского дизайна.
А вдали от Италии голландские, немецкие и фламандские художники, такие как Ганс Гольбейн Младший, Питер Брейгель, Лукас Кранах и Иероним Босх, использовали другой подход: писали работы, которые были менее идеализированными и более реалистичными. Но как в Италии, так и в странах Северной Европы живопись эпохи Возрождения представляла собой резкий отход от работ предыдущих веков.
После столетий в произведениях искусства, в которых преобладали религиозные образы, эпоха Возрождения стала свидетелем медленной реинтеграции светской тематики в картины. А одним из особенно важных событий стало рождение идеи, что художники – не только ремесленники, но и мыслители.
Такие мастера как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джованни Беллини, Тициан, Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти подняли живопись на новый уровень. Они изучали анатомию человека, пропорции и перспективы, совершенствовали технику рисования.
Дальнейшие цели и роли живописи
Этапы становления живописи в католичестве (Контрреформация) стали инструментом церкви. Живопись в стиле барокко, возникшая в этот период, характеризуется изображениями драматических сцен, богатыми цветами и интенсивным взаимодействием между темными тенями и контрастирующим светом. Работы должны были вызывать сильные эмоции и демонстрировать величие Бога.
В 18 веке возник стиль рококо. Он резко контрастировал с тяжелой живописью барокко, привлекал внимание акцентом на легкомыслие и чувственные удовольствия. С началом индустриализации и новыми научными открытиями рациональность снова стала играть важную роль, и многие философы теоретизировали о важности образования и свободы. А игривый рококо, как следствие, вышел из моды, открыв путь серьезному и лаконичному неоклассицизму.
И только в 19 веке художники смогли, наконец, создавать искусство ради искусства. Рассвет глобализации, индустриализации и колониализма привел к появлению одних из самых новаторских идей в истории искусства, и ни один предыдущий век не видел такого разнообразия стилей живописи. За исключением редких стран и особенных исторических периодов, картины перестали играть роль инструмента пропаганды, работы больше не должны были отображать религиозные догмы или идеологию текущего политического строя. В наши дни каждый художник может самостоятельно определять и свою миссию, и цель каждой своей работы.
Аукцион живописи аккумулирует разные эпохи и стили, объединяет воедино картины, созданные в разные времена и с разными целями. И покупатели работ – это не просто люди, стремящиеся выгодно инвестировать или реализовать свою тягу к прекрасному. Каждый из них в некотором роде путешественник во времени, наблюдающий и анализирующий величайшие цели всего человечества, отраженные в искусстве.
Аукционный дом №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника включает, краткую биографию, галерею работ, аукционная продажа картин на торгах нашего аукциона с результатами и стартовыми ценами.. Также вы можете на нашем сайте оценить картину, купить картину интересующих вас авторов!