Группа "Тринадцать"


Группа «Тринадцать»

Создание и творческое направление

Группа «Тринадцать» возникла как объединение художников-графиков, стремившихся разработать новые стилистические подходы в акварели и рисунке. Свое название получила по первоначальному числу участников. Основу группы составили члены Ассоциации художников-графиковН. В. Кузьмин, В. А. Милашевский, Д. Б. Даран, С. Н. Расторгуев. Ключевую роль в формировании художественной платформы сыграли Милашевский и Кузьмин, выдвинувшие концепцию:
«Поиск пластического языка, адекватного современности; отказ от академизма — как старого, так и нового».
Основной художественный метод группы заключался в стремлении создать выразительный этюд или набросок, который сам по себе должен восприниматься как полноценное произведение искусства. Как отмечал Б. Ф. Рыбченков в своих воспоминаниях:
«Ценилось умение работать быстро, легко, в заданном ритме, не утомляя бумагу, передавая живое впечатление от натуры» (Искусство, 1987, № 6, с. 29).

Выставки и общественный резонанс

Первая выставка открылась 10 февраля 1929 года в Доме печати на Никитском бульваре, 8 (ныне Центральный дом журналиста). В экспозицию вошло 144 произведения. Во вступительной статье к каталогу Б. Н. Терновец писал:
«Новая художественная группировка оправдана, если она предлагает свежий взгляд на мир, новое слово в искусстве, живое ощущение окружающей жизни. “Тринадцать” вносят в русскую графику свою индивидуальную, яркую струю».
Выставка вызвала широкий отклик в прессе: положительные рецензии появились в журналах «Новый мир» (1929, № 8), «Прожектор» (1929, № 16), газетах «Правда» (1929, 20 марта) и «Гудок» (1929, 13 марта). В последнем И. Берзарк отмечал:
«Художники группы стремятся преодолеть усталость, шаблоны и трафаретность в графике, искать новые пути. Это делает их работу ценной».
Большинство представленных работ было приобретено закупочной комиссией Главискусства, а в группу подал заявление о вступлении Г. И. Рублёв.

Конфликт и раскол группы

Вторая выставка, запланированная на весну 1930 года, так и не состоялась из-за внутреннего конфликта. Разногласия возникли между Н. В. Кузьминым и художественным критиком С. М. Ромовым, а также рядом других участников. Это привело к уходу из группы Надежды и Нины Кашиных, Михаила Недбайло, Сергея Расторгуева. Несмотря на внутренние споры, был издан каталог 2-й выставки со вступительной статьей «Разговор на выставке», составленной Кузьминым из цитат Ромова, Ф. С. Рогинской и собственных размышлений. Одновременно группа пополнилась новыми членами, что изменило её художественное направление — графическая специфика стала менее выраженной.

Третья выставка и критическая атака

Третья выставка открылась 18 апреля 1931 года в актовом зале 1-го МГУ. Было представлено 146 произведений, включая работы Д. Д. Бурлюка, присланные из США. Выставку посетил А. В. Луначарский, который высоко оценил экспозицию и предложил закупить несколько работ для центральных музеев. Однако, несмотря на поддержку, выставка столкнулась с жесткой критикой в прессе.
  • Герсонский в журнале «Бригада художников» (1931, № 4) обвинял художников в эстетстве и индивидуализме, называя их:
    «Не просто чудаками, впавшими в детство, но контрреволюционной группой, столь же опасной, как религиозные секты или кулаки».
  • Р. Черняк в «Комсомольской правде» (1931, № 125) заявил, что выставка представляет собой «вылазку буржуазных художников», работающих на западного зрителя.
  • А. УСС в журнале «За пролетарское искусство» (1931, № 6) критиковал группу за нарочитую детскость в восприятии мира.
Художники направили в редакцию «Комсомольской правды» ответную статью, однако она не была опубликована. Тем не менее, участники планировали подготовку новой выставки.

Роспуск группы

В 1932 году деятельность объединения была прекращена в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Таким образом, группа «Тринадцать» внесла значительный вклад в развитие советской графики и акварели, предложив новый метод живого, экспрессивного рисунка, но оказалась раздавлена политическими атаками и идеологическим давлением.
Лотов нет
Лот №159
Маврина Татьяна Алексеевна (1902-1996 гг)
Письмо [Автограф], адресованное Таировой М.В.

СССР, 1965 г. 4 стр., 18,5 Х 13,5 см. Текст письма: "Дорогая Мария Васильевна я в эти дни была занята переездом на дачу и запаздываю со своей заявкой. К тому же забыла любимую ручку-самописку и адрес издательства! Пишу шариковой ручкой и очень страдаю, рука не любит это механичество! Адрес напишу без номер дома. Авось дойдет. Я попрошу вас мне черкнуть о получении письма. А вообще приезжайте к нам в гости с Ал.Мих и Еф Ром. Они знают как ехать. Трава такая зеленая! И все хорошо пахнет. Соловьи безобразничают кругом. Комаров немного. Привет Ваша ТМаврина Название я придумаю более удобное для подбора тем и заманчивее. Состав сказок еще будем обсуждать, пишу ориентировочно. Мой адрес теперь московской области Абрамцево 1 Загорского р-на. Ул. Жуковского №11."

Таирова Марина Васильевна - художественный редактор отдела детской литературы Издательства "Советская Россия"

Эстимейт: 3 000 — 5 000
Не продано
Лот №135
Маврина Татьяна Алексеевна (1902-1996 гг)
Письмо [Автограф] к Таировой Марине Васильевне с рисунком всадника

СССР, 8.06.1967 г. 3 с., 21 Х 14,5 см.

Таирова Марина Васильевна - художественный редактор отдела детской литературы Издательства "Советская Россия"

Текст письма: "Дорогая Марина Васильевна, уехали мы на дачу на все лето. Если у Вас есть до меня какие нибудь дела, а хорошо чтобы были, а то я все чувствую себя виноватой и думаю, что Вы на меня в обиде, то пишите сюда, или приезжайте вместе с Асей, если дачная обстановка Вас привлекает и не надоела в своей семье. Занята сейчас «городами». Но скоро вернусь опять к сказкам. По весне ездила в Городец и до сих пор не оторвусь от этих полей, разрезных домиков, Волги и пр.красот. Такие всадники остались лишь в музее, а .. до сих пор еще … среди нездешних трав на деревянных домиках. Привет Вам сердечный. Ваша Т.Маврина. Адрес. Москов.об. Загорский р-н/ Поселок Абрамцево I ул. Жуковского №11./ дорога для машины хорошая/ а если ехать поездом. станция 55 километр/ Сев.ж.д. ул. Жуковского №11 от кассы/ перпендикулярно ж.д.очень близко".

Эстимейт: 4 000 — и выше
Не продано
Лот №110
Кузьмин Николай Васильевич (1890–1987 гг)
Поздравительная открытка с автографами Кузьмина Н. и Т.Мавриной

СССР, 1960-е годы.  Автограф Кузьмина Н. справа вверху. На обороте текст: "Дорогая Марина Васильевна шлем Вам свои новогодние поздравления и пожелания здравия и счастия на 64й год. Пушкин посылатеся со значением, сможем мы с Вами ему еще удружить и сделаем сказочку. Прилавки завалены Конашевичем. Одна книжка лучше другой. Но судите сами, что лучше. Наша царевна или ихняя. Привет самый сердечный Вам и всему семейству. Надеюсь увидеться. Ваша ТМаврина. Мне Ваш муж говорил, что Вы себя чувствуете уже хорошо, но за книжками не заходим, говорит, что Вы сами скоро будете в Москве"

Таирова Марина Васильевна - художественный редактор отдела детской литературы Издательства "Советская Россия"

Эстимейт: 8 000 — и выше
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!