Главная страница /
Энциклопедия /
Союзы художников /
Общество русских скульпторов
Ваши лоты и ставки в мобильном!
Общество русских скульпторов
Общество русских скульпторов: история, выставки и влияние
Общество русских скульпторов (ОРС) было основано в 1925 году бывшими членами Московского профессионального союза художников-скульпторов. Толчком к его созданию стал успех скульптурного отдела выставки ОБИС, проходившей в начале 1925 года. На учредительном собрании 7 октября 1925 года объединение получило название «Московское общество скульпторов» и разработало устав (утвержден Наркомпросом 20 января 1926 года). Однако уже на втором собрании 17 января 1926 года было принято окончательное название — «Общество русских скульпторов» (ОРС).Руководство и состав
Первое правление ОРС:- Председатель — В. Н. Домогацкий
- Заместитель председателя — И. С. Ефимов
- Члены правления — Е. В. Орановский, И. М. Чайков, Г. И. Кепинов
- Секретарь — А. Н. Златовратский
- Казначей — И. Ф. Рахманов
Деятельность Общества
Собрания проходили в мастерской М. Д. Рындзюнской. Обсуждались доклады по проблемам скульптуры, среди них:- «О современной скульптуре на Западе» — Б. Н. Терновец
- «О сотрудничестве скульпторов и архитекторов в современном строительстве» — К. С. Мельников
- Заседание 1927 года было посвящено памяти А. С. Голубкиной.
Выставки ОРС
Общество организовало четыре крупные выставки, финансируемые частично Главнаукой Наркомпроса.1-я выставка (1926, Государственный Исторический музей)
- Участвовало 29 скульпторов, представлено 147 работ
- Среди экспонатов:
- «Пламя Революции» — В. И. Мухина
- «Портрет В. И. Ленина» — Н. И. Альтман
- «Девушка из березы» — А. Н. Златовратский
- «Кошка», «Тигр» — В. А. Ватагин
«Выставка не демонстрирует единого художественного направления. Здесь сочетаются примитивизм, импрессионистская пластика, кубизм и натурализм. Однако общий тренд — стремление к четкой предметности изображения».
2-я выставка (1927, Музей Революции)
- Участвовало 33 скульптора, представлено 133 работы
- Перед зданием музея был установлен монументальный ансамбль «Башня Октября» (И. М. Чайков)
- Среди работ:
- «Идущий слон», «Сидящий павлин» — В. А. Ватагин
- «А. С. Пушкин» — В. Н. Домогацкий
- «Ветер» — В. И. Мухина
- «Октябренок» — Б. Ю. Сандомирская
3-я выставка (1929, Государственный музей изобразительных искусств, Москва)
- Участвовало 25 скульпторов, представлено 82 работы
- Среди работ:
- «Физкультурница», «Баррикады. Октябрь» — Л. Я. Вайнер
- «Физкультура» — А. Н. Златовратский
- «Портрет С. М. Буденного» — С. Д. Лебедева
- *«Футболисты», «Мотоциклист» — И. М. Чайков
«ОРС становится не просто профессиональным объединением, но и площадкой для борьбы идейных концепций».
4-я выставка (1931, Государственный музей изобразительных искусств, Москва)
- Участвовало 31 скульптор, представлено 111 работ
- Среди центральных произведений:
- «Портрет Н. Э. Баумана» — Б. Д. Королев
- «Стачка» — И. Л. Слоним
- «Чапаевский гармонист Вася» — И. Г. Фрих-Хар
- «На паровом молоте — ударная бригада» — А. Н. Златовратский
Критика и ликвидация ОРС
С конца 1920-х годов ОРС подвергалось критике со стороны Пролеткульта за «отсутствие идеологического содержания» и «приверженность буржуазным формам». Весной 1932 года общество было ликвидировано в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».Заключение
Общество русских скульпторов сыграло значительную роль в развитии советской скульптуры, объединив ведущих мастеров Москвы. Оно стало площадкой для творческого поиска, способствовало развитию разных направлений пластики и позволило скульпторам свободно экспериментировать. Несмотря на отсутствие единой художественной платформы, ОРС внесло важный вклад в эволюцию советской скульптуры, а его члены стали ведущими мастерами монументального и станкового искусства в СССР.
Лотов нет
Лотов нет