Общество русских скульпторов


Общество русских скульпторов: история, выставки и влияние

Общество русских скульпторов (ОРС) было основано в 1925 году бывшими членами Московского профессионального союза художников-скульпторов. Толчком к его созданию стал успех скульптурного отдела выставки ОБИС, проходившей в начале 1925 года. На учредительном собрании 7 октября 1925 года объединение получило название «Московское общество скульпторов» и разработало устав (утвержден Наркомпросом 20 января 1926 года). Однако уже на втором собрании 17 января 1926 года было принято окончательное название — «Общество русских скульпторов» (ОРС).

Руководство и состав

Первое правление ОРС:
  • ПредседательВ. Н. Домогацкий
  • Заместитель председателяИ. С. Ефимов
  • Члены правленияЕ. В. Орановский, И. М. Чайков, Г. И. Кепинов
  • СекретарьА. Н. Златовратский
  • КазначейИ. Ф. Рахманов
После 1928 года руководство возглавляли сменные председатели: Н. А. Андреев, В. Н. Домогацкий, И. М. Чайков, а заместителем председателя стал В. А. Ватагин. В состав правления также вошли И. Г. Фрих-Хар, В. И. Мухина. Официальный адрес ОРС — Большой Козихинский переулок, дом 8, квартира 3 (мастерская А. Н. Златовратского).

Деятельность Общества

Собрания проходили в мастерской М. Д. Рындзюнской. Обсуждались доклады по проблемам скульптуры, среди них:
  • «О современной скульптуре на Западе»Б. Н. Терновец
  • «О сотрудничестве скульпторов и архитекторов в современном строительстве»К. С. Мельников
  • Заседание 1927 года было посвящено памяти А. С. Голубкиной.
Членами ОРС были ведущие московские скульпторы, а также выпускники скульптурного факультета Вхутемаса — Вхутеина. В объединении постоянно состояли около 20 человек, а еще 10–15 мастеров привлекались в качестве экспонентов. ОРС не имело единой художественной платформы, объединяя художников различных направлений. Среди участников были члены ОМХ, «Четырех искусств», АХРР. По воспоминаниям И. Л. Слонима, группа отличалась терпимостью к разным художественным течениям, включая авангардные направления.

Выставки ОРС

Общество организовало четыре крупные выставки, финансируемые частично Главнаукой Наркомпроса.

1-я выставка (1926, Государственный Исторический музей)

  • Участвовало 29 скульпторов, представлено 147 работ
  • Среди экспонатов:
    • «Пламя Революции»В. И. Мухина
    • «Портрет В. И. Ленина»Н. И. Альтман
    • «Девушка из березы»А. Н. Златовратский
    • «Кошка», «Тигр»В. А. Ватагин
Критик И. Хвойник писал:
«Выставка не демонстрирует единого художественного направления. Здесь сочетаются примитивизм, импрессионистская пластика, кубизм и натурализм. Однако общий тренд — стремление к четкой предметности изображения».

2-я выставка (1927, Музей Революции)

  • Участвовало 33 скульптора, представлено 133 работы
  • Перед зданием музея был установлен монументальный ансамбль «Башня Октября» (И. М. Чайков)
  • Среди работ:
    • «Идущий слон», «Сидящий павлин»В. А. Ватагин
    • «А. С. Пушкин»В. Н. Домогацкий
    • «Ветер»В. И. Мухина
    • «Октябренок»Б. Ю. Сандомирская

3-я выставка (1929, Государственный музей изобразительных искусств, Москва)

  • Участвовало 25 скульпторов, представлено 82 работы
  • Среди работ:
    • «Физкультурница», «Баррикады. Октябрь»Л. Я. Вайнер
    • «Физкультура»А. Н. Златовратский
    • «Портрет С. М. Буденного»С. Д. Лебедева
    • *«Футболисты», «Мотоциклист»И. М. Чайков
Во вступительном слове к каталогу А. В. Бакушинский отметил:
«ОРС становится не просто профессиональным объединением, но и площадкой для борьбы идейных концепций».

4-я выставка (1931, Государственный музей изобразительных искусств, Москва)

  • Участвовало 31 скульптор, представлено 111 работ
  • Среди центральных произведений:
    • «Портрет Н. Э. Баумана»Б. Д. Королев
    • «Стачка»И. Л. Слоним
    • «Чапаевский гармонист Вася»И. Г. Фрих-Хар
    • «На паровом молоте — ударная бригада»А. Н. Златовратский

Критика и ликвидация ОРС

С конца 1920-х годов ОРС подвергалось критике со стороны Пролеткульта за «отсутствие идеологического содержания» и «приверженность буржуазным формам». Весной 1932 года общество было ликвидировано в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Заключение

Общество русских скульпторов сыграло значительную роль в развитии советской скульптуры, объединив ведущих мастеров Москвы. Оно стало площадкой для творческого поиска, способствовало развитию разных направлений пластики и позволило скульпторам свободно экспериментировать. Несмотря на отсутствие единой художественной платформы, ОРС внесло важный вклад в эволюцию советской скульптуры, а его члены стали ведущими мастерами монументального и станкового искусства в СССР.
Лотов нет
Лотов нет
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!