Русский фарфор и керамика

В искусствоведении изделия из фарфора рассматриваются как одно из направлений декоративно-прикладного искусства.

В Российской империи мода на фарфор считается введённой Петром I, который, посетив в 1712 году резиденцию короля Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и восхитился увиденным. По его указанию была создана Китайская комната в Монплезире и произведены первые закупки фарфора. Вскоре мода на него распространилась среди придворных.

В Россию ввозился, в основном, немецкий фарфор производства майсенской фабрики. Продукция закупалась в больших количествах, но иногда заказывались уникальные сервизы и отдельные изделия.

Популярность фарфора и высокая потребность в нём в сочетании с высокой стоимостью импортной продукции естественным образом привела к мысли об организации собственного производства фарфоровых изделий с использованием местного сырья.  Более того, с 1717 года начали приглашать иностранных мастеров гончарного дела для обучения и организации местного производства

В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы под руководством барона И. А. Черкасова на берегу Невы началось строительство «Порцелиновой мануфактуры», где экспериментировал Дмитрий Виноградов, соученик и товарищ Ломоносова. После долгих поисков ему удалось получить качественный фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. После нескольких лет доработок удалось получить фарфор, по качеству не уступавший саксонскому, а по составу близкий к китайскому.

Первоначально на мануфактуре изготавливали посуду, копировавшую форму широко применяемой металлической, а также мелкие декоративные вещи, такие как табакерки и небольшие фигурки людей и животных. Вся продукция поставлялась исключительно ко двору: фарфоровыми табакерками Елизавета жаловала придворных за заслуги.

В 1765 году невская «Порцелиновая мануфактура» была переименована в Императорский фарфоровый завод.

В 1777—1783 годах Гарднер изготовил для императрицы Екатерины II четыре орденских сервиза Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский. Все они были предназначены для приёмов в честь кавалеров этих орденов. Первый же сервиз очень понравился Екатерине II, и Гарднер удостоился высочайшей аудиенции. Сразу после приема московский генерал-губернатор пожаловал мастеру право ставить на его изделиях изображение московского герба. Гарднеровский фарфор стал эталоном для других русских заводов.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Ваза керамическая с голубыми глазурями

Майолика, цветные потечные глазури трёх оттенков (бело-голубой, синий, бирюзовый)
Марка: на донышке в тесте полукругом «Абрамцево»; соответствует маркам на эталонных предметах, созданных Абрамцевской гончарной мастерской в 1890-х гг.
Размеры: высота 16,3 см; диаметр тулова 11,3 см; ширина с ручками 18 см.
Экспертное заключение ВХНРЦ им. Грабаря № ЭФ-118 от 17.04.2025 г. Эксперт и.о. зав. реставрационной мастерской керамики А.А. Иванова.
Сохранность: кракелюр, незначительные утраты глазури и следы реставрационных вмешательств.

Ваза небольшого размера с бочкообразным туловом, декорированным рельефным поясом, узким высоким горлышком и двумя покатыми ручками. Ручки имеют зооморфные завершения, напоминающие головы козлов.
Размер вазы, неравномерное стекание глазури позволяют отнести её к раннему (усадебному) периоду Абрамцевской мастерской, до начала работы завода за Бутырской заставой. В поздний период, после открытия в 1899 году П.К. Вакулиным технологии восстановительного обжига, среди работ Абрамцевского завода увеличивалось количество изделий с наличием металлизированного блеска или люстра.
Кроме того, согласно проведенному спектральному анализу, химический состав глазурей на вазе практически аналогичен составу глазурей на изразцах печей в усадебном доме Аксакова в Абрамцево; восстановление указанных печей являлось одним из поводов для создания мастерской.
Наконец, оттенки глазури и глины соответствуют некоторым музейным эталонам, созданным в Абрамцево в 1890-х гг.
Сочетание голубовато-синих и сине-бирюзовых цветов встречается в графических и керамических работах Михаила Александровича Врубеля, однако не обнаружены эскизы или письменные свидетельства, позволяющие однозначно причислить вазу к его произведениям.
Ваза имеет высокую историко-культурную ценность, представляет музейное и коллекционное значение.

Эстимейт: 500 000 — 600 000
Лот №280
[Редкость] Меню со свадьбы семьи Кузнецовых 2 февраля 1892 г.

Т-во М.С. Кузнецова в Твери, рисунок Ф.О. Шехтеля
Фаянс, рельеф, полихромная подглазурная и надглазурная роспись, золочение, печать, крытьё зелёным.
Марки:
1) «М.С. Кузнецовъ Тве. Губерни» на ленте под изображением двуглавого орла со скипетром и державой (синим назглазурно); 2) «22» в тесте; 3) «2» (черным, от руки).
Размеры: 19х14х2 см.
Вес: 303 г.
Сохранность: сколы, потертости росписи и позолоты, загрязнения.

Выполнено в русском стиле по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля (1859-1926), создавшего проект реконструкции усадьбы Кузнецовых и особняка Н.В. Кузнецовой на Проспекте мира.
Меню-сувенир на память гостям в честь обеда, проходившего 2 февраля 1892 г. на свадьбе Николая Матвеевича Кузнецова (старшего сына предпринимателя Матвея Сидоровича Кузнецова) и Надежды Николаевны Алябьевой (дочери почетного гражданина Николая Яковлевича Алябьева).
По периметру надпись (надглазурно): «Любовь да советъ / Милости просимъ, людъ чест / ной, къ нашимъ / молодымъ на сыръ-каравай».
На лицевой стороне дважды указан год события («1892») в виде расписанного и золоченного рельефа и в самом меню (красным, надглазурно):
«Обедъ / 2-го февраля 1892 г. / Супъ. / Пирожки. / Холодное изъ дичи. / Стерлядь на шампан- / скомъ. / Филе съ трюфелемъ. / Пуншъ. / Фазаны и цыпляты. / Малосольныя огурцы. / Спаржа. / Сладкое.»
Изображение обручальных колец и монограмма «ННК», состоящая из имён молодожёнов и фамилии «Кузнецовы».
Аналогичная меню-плитка хранится в ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы», инв. № К-104, в Госкаталоге № 7035197.

Эстимейт: 185 000 — 230 000
Продано: 185 000
Лот №212
Шесть обеденных тарелок с изображением имперского двуглавого орла

Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)
Фарфор; печать, роспись надглазурная полихромная, позолота.
Марка: 1) под короной «Н II / 1993» (зелёная подглазурная); в тесте 2) «12» (на двух тарелках); 3) «3» (на четырёх тарелках); 4) на одной тарелке крест от руки чёрным.
Размеры: диаметр 25 см, высота 5 см.
Сохранность:
1 тарелка: скол на оборотной стороне борта и на основании;
2 тарелка: потертости золочения;
3 тарелка: незначительные потертости золочения;
4 тарелка: частично сквозная «паутинка», потертости золочения;
5 тарелка: скольчик на борте, потертости золочения;
6 тарелка: потертости золочения.

Тарелки являются дополнением к основному «Коронационному (Зимнедворскому)» сервизу, созданному в 1882 г. по случаю коронации Александра III.
Герб был выполнен «по образцу, предъявленному <…> князем Оболенским» с указанием: «Императорский герб на посуде должен быть черный с вновь утвержденными изменениями». Основа рисунка наносилась печатью при помощи медных и стальных досок, созданных гравёром Экспедиции заготовления государственных бумаг Зазориным. Печать дополнялась ручной росписью. Новый образец герба был более сложный для исполнения, в результате чего изготовление посуды требовало больше времени, была увеличена стоимость производства. Сервиз был отправлен в Кремлевский дворец 6 апреля 1883 г., а после коронации передан в Сервизную кладовую Зимнего дворца для дальнейших оформлений столов к официальным приёмам. Позднее в заказах для дополнения сервиза он обозначался «Под Гербом нового образца», «Зимнедворский сервиз с орлом рант золотом (коронационный)». (Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII — начала XX века / Сост. И.Р. Багдасарова. СпБ, 2016. С. 382)

Эстимейт: 30 000 — 50 000
Продано: 32 000
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!