Русский фарфор и керамика

В искусствоведении изделия из фарфора рассматриваются как одно из направлений декоративно-прикладного искусства.

В Российской империи мода на фарфор считается введённой Петром I, который, посетив в 1712 году резиденцию короля Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и восхитился увиденным. По его указанию была создана Китайская комната в Монплезире и произведены первые закупки фарфора. Вскоре мода на него распространилась среди придворных.

В Россию ввозился, в основном, немецкий фарфор производства майсенской фабрики. Продукция закупалась в больших количествах, но иногда заказывались уникальные сервизы и отдельные изделия.

Популярность фарфора и высокая потребность в нём в сочетании с высокой стоимостью импортной продукции естественным образом привела к мысли об организации собственного производства фарфоровых изделий с использованием местного сырья.  Более того, с 1717 года начали приглашать иностранных мастеров гончарного дела для обучения и организации местного производства

В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы под руководством барона И. А. Черкасова на берегу Невы началось строительство «Порцелиновой мануфактуры», где экспериментировал Дмитрий Виноградов, соученик и товарищ Ломоносова. После долгих поисков ему удалось получить качественный фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. После нескольких лет доработок удалось получить фарфор, по качеству не уступавший саксонскому, а по составу близкий к китайскому.

Первоначально на мануфактуре изготавливали посуду, копировавшую форму широко применяемой металлической, а также мелкие декоративные вещи, такие как табакерки и небольшие фигурки людей и животных. Вся продукция поставлялась исключительно ко двору: фарфоровыми табакерками Елизавета жаловала придворных за заслуги.

В 1765 году невская «Порцелиновая мануфактура» была переименована в Императорский фарфоровый завод.

В 1777—1783 годах Гарднер изготовил для императрицы Екатерины II четыре орденских сервиза Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский. Все они были предназначены для приёмов в честь кавалеров этих орденов. Первый же сервиз очень понравился Екатерине II, и Гарднер удостоился высочайшей аудиенции. Сразу после приема московский генерал-губернатор пожаловал мастеру право ставить на его изделиях изображение московского герба. Гарднеровский фарфор стал эталоном для других русских заводов.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Лот №296
[Редкость] Меню со свадьбы семьи Кузнецовых 2 февраля 1892 г.

Т-во М.С. Кузнецова в Твери, рисунок Ф.О. Шехтеля
Фаянс, рельеф, полихромная подглазурная и надглазурная роспись, золочение, печать, крытьё зелёным.
Марки:
1) «М.С. Кузнецовъ Тве. Губерни» на ленте под изображением двуглавого орла со скипетром и державой (синим назглазурно); 2) «22» в тесте; 3) «2» (черным, от руки).
Размеры: 19х14х2 см.
Вес: 303 г.
Сохранность: сколы, потертости росписи и позолоты, загрязнения.

Выполнено в русском стиле по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля (1859-1926), создавшего проект реконструкции усадьбы Кузнецовых и особняка Н.В. Кузнецовой на Проспекте мира.
Меню-сувенир на память гостям в честь обеда, проходившего 2 февраля 1892 г. на свадьбе Николая Матвеевича Кузнецова (старшего сына предпринимателя Матвея Сидоровича Кузнецова) и Надежды Николаевны Алябьевой (дочери почетного гражданина Николая Яковлевича Алябьева).
По периметру надпись (надглазурно): «Любовь да советъ / Милости просимъ, людъ чест / ной, къ нашимъ / молодымъ на сыръ-каравай».
На лицевой стороне дважды указан год события («1892») в виде расписанного и золоченного рельефа и в самом меню (красным, надглазурно):
«Обедъ / 2-го февраля 1892 г. / Супъ. / Пирожки. / Холодное изъ дичи. / Стерлядь на шампан- / скомъ. / Филе съ трюфелемъ. / Пуншъ. / Фазаны и цыпляты. / Малосольныя огурцы. / Спаржа. / Сладкое.»
Изображение обручальных колец и монограмма «ННК», состоящая из имён молодожёнов и фамилии «Кузнецовы».
Аналогичная меню-плитка хранится в ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы», инв. № К-104, в Госкаталоге № 7035197.

Цена: 240 000
Купить
Лот №46
Декоративная лампа с бронзовой отделкой периода Александра II

Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)
Фарфор, крытье голубым, позолота. Бронза, литье, патина.
Размеры: высота (с абажуром) 74 см, высота (без абажура) 57 см, высота фарфоровой части 37 см; максимальная ширина (по абажуру) 40 см; ширина фарфоровой части 19 см; диаметр основания 7 см.
Марка: на внутренней стороне тулова «А II» (синим подглазурно).
На тулове — надпись на ленте «СЕЛО ВОИНЪ» и изображение короны со страусовыми перьями, часть герба рода Новосильцевых.
Сохранность: светильник в рабочем состоянии, потертости золочения и крытья, трещинка на бронзовой ручке, абажур поздний; возможны скрытые дефекты.

Лампа происходит из собрания родового имения семьи Новосильцевых (Новосильцовых), находящегося в Орловской губернии, селе Воин. С 1841 г. владение принадлежало тайному советнику и камергеру Петру Петровичу Новосильцеву (1797–1869 гг.), служившему квартирмейстером Генерального штаба. Он принадлежал к кругу передового офицерства, в определенный период был однополчанином Дантеса. По словам Н.В. Гоголя, Новосильцев «был знаком со всем нашим литераторам и вращался в их кругу». С 1851 г. — рязанский губернатор, но после крестьянских волнений был уволен с этой должности и долго жил за границей. В 1860-е гг. вернулся в Россию и проживал в родовом имении Воинового. Его гостями часто были известные люди того времени: сохранились данные, что усадьбу посещали историк Н.М. Карамзин, И.С. Тургенев, А.А. Фет, Л.Н. Толстой и многие другие.

 

 

Эстимейт: 1 150 000 — 1 350 000
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!