Русский фарфор и керамика

В искусствоведении изделия из фарфора рассматриваются как одно из направлений декоративно-прикладного искусства.

В Российской империи мода на фарфор считается введённой Петром I, который, посетив в 1712 году резиденцию короля Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и восхитился увиденным. По его указанию была создана Китайская комната в Монплезире и произведены первые закупки фарфора. Вскоре мода на него распространилась среди придворных.

В Россию ввозился, в основном, немецкий фарфор производства майсенской фабрики. Продукция закупалась в больших количествах, но иногда заказывались уникальные сервизы и отдельные изделия.

Популярность фарфора и высокая потребность в нём в сочетании с высокой стоимостью импортной продукции естественным образом привела к мысли об организации собственного производства фарфоровых изделий с использованием местного сырья.  Более того, с 1717 года начали приглашать иностранных мастеров гончарного дела для обучения и организации местного производства

В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы под руководством барона И. А. Черкасова на берегу Невы началось строительство «Порцелиновой мануфактуры», где экспериментировал Дмитрий Виноградов, соученик и товарищ Ломоносова. После долгих поисков ему удалось получить качественный фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. После нескольких лет доработок удалось получить фарфор, по качеству не уступавший саксонскому, а по составу близкий к китайскому.

Первоначально на мануфактуре изготавливали посуду, копировавшую форму широко применяемой металлической, а также мелкие декоративные вещи, такие как табакерки и небольшие фигурки людей и животных. Вся продукция поставлялась исключительно ко двору: фарфоровыми табакерками Елизавета жаловала придворных за заслуги.

В 1765 году невская «Порцелиновая мануфактура» была переименована в Императорский фарфоровый завод.

В 1777—1783 годах Гарднер изготовил для императрицы Екатерины II четыре орденских сервиза Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский. Все они были предназначены для приёмов в честь кавалеров этих орденов. Первый же сервиз очень понравился Екатерине II, и Гарднер удостоился высочайшей аудиенции. Сразу после приема московский генерал-губернатор пожаловал мастеру право ставить на его изделиях изображение московского герба. Гарднеровский фарфор стал эталоном для других русских заводов.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Лот №279
Пепельница-спичечница «Мальчик с гусями»

Бисквит, полихромная роспись, позолота.
Размеры: 13,5х10х12,5 см.
Марки: 1) двуглавый орел над двойным овалом с надписью «ФАБРИК ГАРДНЕРЪ» въ Москве» с изображением московского герба (Георгий Победоносец на коне поражает копьём дракона) внутри кольца (печать красным); 2) в тесте штампом «169».
Вес: 610 г.
Сохранность: незначительные реставрационные вмешательства (шляпа, небольшой фрагмент на исподе дна).

Аналогичная фигурка из бисквита с тем же номером модели опубликована в книге «Гарднер. Фарфоровая пластика» (М., Издательский дом «Говоровъ и сыновья», 2002. с. 265, 317). Другие аналогии можно встретить в ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы» (инв. № К-632, в Госкаталоге № 27142393) и ФГБУК «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник» (инв. № 75-а, в Госкаталоге № 11020102).

Эстимейт: 50 000 — 70 000
Лот №236
Декоративная лампа с бронзовой отделкой периода Александра II

Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)
Фарфор, крытье голубым, позолота. Бронза, литье, патина.
Размеры: высота (с абажуром) 74 см, высота (без абажура) 57 см, высота фарфоровой части 37 см; максимальная ширина (по абажуру) 40 см; ширина фарфоровой части 19 см; диаметр основания 7 см.
Марка: на внутренней стороне тулова «А II» (синим подглазурно).
На тулове — надпись на ленте «СЕЛО ВОИНЪ» и изображение короны со страусовыми перьями, часть герба рода Новосильцевых.
Сохранность: светильник в рабочем состоянии, потертости золочения и крытья, трещинка на бронзовой ручке, абажур поздний; возможны скрытые дефекты.

Лампа происходит из собрания родового имения семьи Новосильцевых (Новосильцовых), находящегося в Орловской губернии, селе Воин. С 1841 г. владение принадлежало тайному советнику и камергеру Петру Петровичу Новосильцеву (1797–1869 гг.), служившему квартирмейстером Генерального штаба. Он принадлежал к кругу передового офицерства, в определенный период был однополчанином Дантеса. По словам Н.В. Гоголя, Новосильцев «был знаком со всем нашим литераторам и вращался в их кругу». С 1851 г. — рязанский губернатор, но после крестьянских волнений был уволен с этой должности и долго жил за границей. В 1860-е гг. вернулся в Россию и проживал в родовом имении Воинового. Его гостями часто были известные люди того времени: сохранились данные, что усадьбу посещали историк Н.М. Карамзин, И.С. Тургенев, А.А. Фет, Л.Н. Толстой и многие другие.

 

 

Эстимейт: 1 020 000 — 1 200 000
Не продано
Лот №232
Ваза с видом на Биржу в Санкт-Петербурге

Фарфор; золочение, цировка; надглазурная роспись; металл.
Размеры (ДхШхВ): 12х10х24,8 см.
Марки отсутствуют, что свойственно многим предметам завода Батетина.
Ваза амфорообразной формы с декором в виде маскарон у основания ручек; цировкой выполнены орнаментальный рисунок, обрамляющий живописную миниатюру, а также цветочные мотивы на другой стороне тулова вазы.
Экспертное заключение от 14.06.1996 г. Эксперт Т.А. Мозжухина, ГБУК г. Москвы «Государственный музей керамики «Усадьба Кусково XVIII века» (ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Останкино и Кусково»).
Сохранность: потертости золочения, две небольшие царапинки на ручке, одна небольшая царапина шейке, на ручках фрагменты реставрации золочения (?), на постаменте небольшой налеп со стороны ручки.
Ваза имеет музейное и коллекционное значение.

Эстимейт: 250 000 — 350 000
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!