Русский фарфор и керамика

В искусствоведении изделия из фарфора рассматриваются как одно из направлений декоративно-прикладного искусства.

В Российской империи мода на фарфор считается введённой Петром I, который, посетив в 1712 году резиденцию короля Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и восхитился увиденным. По его указанию была создана Китайская комната в Монплезире и произведены первые закупки фарфора. Вскоре мода на него распространилась среди придворных.

В Россию ввозился, в основном, немецкий фарфор производства майсенской фабрики. Продукция закупалась в больших количествах, но иногда заказывались уникальные сервизы и отдельные изделия.

Популярность фарфора и высокая потребность в нём в сочетании с высокой стоимостью импортной продукции естественным образом привела к мысли об организации собственного производства фарфоровых изделий с использованием местного сырья.  Более того, с 1717 года начали приглашать иностранных мастеров гончарного дела для обучения и организации местного производства

В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы под руководством барона И. А. Черкасова на берегу Невы началось строительство «Порцелиновой мануфактуры», где экспериментировал Дмитрий Виноградов, соученик и товарищ Ломоносова. После долгих поисков ему удалось получить качественный фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. После нескольких лет доработок удалось получить фарфор, по качеству не уступавший саксонскому, а по составу близкий к китайскому.

Первоначально на мануфактуре изготавливали посуду, копировавшую форму широко применяемой металлической, а также мелкие декоративные вещи, такие как табакерки и небольшие фигурки людей и животных. Вся продукция поставлялась исключительно ко двору: фарфоровыми табакерками Елизавета жаловала придворных за заслуги.

В 1765 году невская «Порцелиновая мануфактура» была переименована в Императорский фарфоровый завод.

В 1777—1783 годах Гарднер изготовил для императрицы Екатерины II четыре орденских сервиза Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский. Все они были предназначены для приёмов в честь кавалеров этих орденов. Первый же сервиз очень понравился Екатерине II, и Гарднер удостоился высочайшей аудиенции. Сразу после приема московский генерал-губернатор пожаловал мастеру право ставить на его изделиях изображение московского герба. Гарднеровский фарфор стал эталоном для других русских заводов.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Ваза с видом на Биржу в Санкт-Петербурге

Фарфор; золочение, цировка; надглазурная роспись; металл.
Размеры (ДхШхВ): 12х10х24,8 см.
Марки отсутствуют, что свойственно многим предметам завода Батетина.
Ваза амфорообразной формы с декором в виде маскарон у основания ручек; цировкой выполнены орнаментальный рисунок, обрамляющий живописную миниатюру, а также цветочные мотивы на другой стороне тулова вазы.
Экспертное заключение от 14.06.1996 г. Эксперт Т.А. Мозжухина, ГБУК г. Москвы «Государственный музей керамики «Усадьба Кусково XVIII века» (ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Останкино и Кусково»).
Сохранность: потертости золочения, две небольшие царапинки на ручке, одна небольшая царапина шейке, на ручках фрагменты реставрации золочения (?).
Ваза имеет музейное и коллекционное значение.

Эстимейт: 250 000 — 350 000
Ваза керамическая с голубыми глазурями

Майолика, цветные потечные глазури трёх оттенков (бело-голубой, синий, бирюзовый)
Марка: на донышке в тесте полукругом «Абрамцево»; соответствует маркам на эталонных предметах, созданных Абрамцевской гончарной мастерской в 1890-х гг.
Размеры: высота 16,3 см; диаметр тулова 11,3 см; ширина с ручками 18 см.
Экспертное заключение ВХНРЦ им. Грабаря № ЭФ-118 от 17.04.2025 г. Эксперт и.о. зав. реставрационной мастерской керамики А.А. Иванова.
Сохранность: кракелюр, незначительные утраты глазури и следы реставрационных вмешательств.

Ваза небольшого размера с бочкообразным туловом, декорированным рельефным поясом, узким высоким горлышком и двумя покатыми ручками. Ручки имеют зооморфные завершения, напоминающие головы козлов.
Размер вазы, неравномерное стекание глазури позволяют отнести её к раннему (усадебному) периоду Абрамцевской мастерской, до начала работы завода за Бутырской заставой. В поздний период, после открытия в 1899 году П.К. Вакулиным технологии восстановительного обжига, среди работ Абрамцевского завода увеличивалось количество изделий с наличием металлизированного блеска или люстра.
Кроме того, согласно проведенному спектральному анализу, химический состав глазурей на вазе практически аналогичен составу глазурей на изразцах печей в усадебном доме Аксакова в Абрамцево; восстановление указанных печей являлось одним из поводов для создания мастерской.
Наконец, оттенки глазури и глины соответствуют некоторым музейным эталонам, созданным в Абрамцево в 1890-х гг.
Сочетание голубовато-синих и сине-бирюзовых цветов встречается в графических и керамических работах Михаила Александровича Врубеля, однако не обнаружены эскизы или письменные свидетельства, позволяющие однозначно причислить вазу к его произведениям.
Ваза имеет высокую историко-культурную ценность, представляет музейное и коллекционное значение.

Эстимейт: 500 000 — 600 000
Лот №280
[Редкость] Меню со свадьбы семьи Кузнецовых 2 февраля 1892 г.

Т-во М.С. Кузнецова в Твери, рисунок Ф.О. Шехтеля
Фаянс, рельеф, полихромная подглазурная и надглазурная роспись, золочение, печать, крытьё зелёным.
Марки:
1) «М.С. Кузнецовъ Тве. Губерни» на ленте под изображением двуглавого орла со скипетром и державой (синим назглазурно); 2) «22» в тесте; 3) «2» (черным, от руки).
Размеры: 19х14х2 см.
Вес: 303 г.
Сохранность: сколы, потертости росписи и позолоты, загрязнения.

Выполнено в русском стиле по рисунку архитектора Ф.О. Шехтеля (1859-1926), создавшего проект реконструкции усадьбы Кузнецовых и особняка Н.В. Кузнецовой на Проспекте мира.
Меню-сувенир на память гостям в честь обеда, проходившего 2 февраля 1892 г. на свадьбе Николая Матвеевича Кузнецова (старшего сына предпринимателя Матвея Сидоровича Кузнецова) и Надежды Николаевны Алябьевой (дочери почетного гражданина Николая Яковлевича Алябьева).
По периметру надпись (надглазурно): «Любовь да советъ / Милости просимъ, людъ чест / ной, къ нашимъ / молодымъ на сыръ-каравай».
На лицевой стороне дважды указан год события («1892») в виде расписанного и золоченного рельефа и в самом меню (красным, надглазурно):
«Обедъ / 2-го февраля 1892 г. / Супъ. / Пирожки. / Холодное изъ дичи. / Стерлядь на шампан- / скомъ. / Филе съ трюфелемъ. / Пуншъ. / Фазаны и цыпляты. / Малосольныя огурцы. / Спаржа. / Сладкое.»
Изображение обручальных колец и монограмма «ННК», состоящая из имён молодожёнов и фамилии «Кузнецовы».
Аналогичная меню-плитка хранится в ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы», инв. № К-104, в Госкаталоге № 7035197.

Эстимейт: 185 000 — 230 000
Продано: 185 000
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!