Русское серебро

Первыми ювелирных дел мастерами были кузнецы. Они умело работали с серебром: его плавили, лили, штамповали, волочили, скручивали, гравировали, покрывали чернью и эмалью, использовали в работе методы чеканки, филиграни и зерни.

В X — XII веках художественная обработка серебра получила всестороннее и повсеместное развитие. Особенно значительными были успехи киевских ювелиров, чье мастерство и знание технологий позволило им создавать сложные узоры, а также соединять отдельные части предметов почти невидимым припоем.

В XIV — XV веках после разорения Золотой Ордой культурных центров снова началось возрождение техник работы с металлом. Например, было восстановлено искусство скани: оно не требовало сложного оборудования и потому получило широкое распространение.

Позже Москва стала центром художественной обработки драгоценного металла. Учрежденная в начале XVI века при Московском Кремле Оружейная палата в середине столетия значительно расширилась. Появились другие самостоятельные мастерские (палаты): Кузнечная, Золотая и Серебряная. В это же время были популярны чеканка и тиснение, особой тонкостью отличались изделия с чернью.

В XVII веке Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск наравне с Москвой были признаны центрами художественной культуры. Мастера начали более интенсивно инкрустировать украшения жемчугом и драгоценными камнями, эмаль приобрела более насыщенный цвет. Серебряные произведения были под стать декоративному убранству дворцовых помещений, отличавшихся яркостью и многоцветьем.

Стоит отметить, что вплоть до XVII века для изделий из драгоценных металлов ювелиры использовали огненный метод опробирования. Однако, в 1613 году вышел Указ о клеймении, согласно которому мастера должны были изготавливать серебряные предметы из сплава, по чистоте равного указанному образцу, т.к. серебро на протяжении многих веков играло существенную роль в экономике. Именно по этой причине правители были заинтересованы в качестве украшений из драгоценного металла, которое должно было соответствовать уровню пробы монет. Поэтому после проведения «монетной реформы» Петром I в 1700 году были установлены 4 пробы, а спустя некоторое время появились и цифровые, обозначавшие количество чистого серебра, входящего в состав сплава.

В Москве в 1729 были организованны «пробирные палатки», которые к 1735 году появились в Санкт-Петербурге. В ту пору серебряные изделия должны были иметь клеймо с годом создания и гербом города, пробу и инициалы мастера. В 1927 году такая система была заменена на метрическую, а в 1940 вместо «пробирных палаток» стала существовать инспекция пробирного надзора.

Сегодня в России существуют пробы 800, 830, 875, 925, 926. Соответствовать им должны как изделия, сделанные внутри страны, так и импортированные изделия, предназначенные для продажи.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Лот №237
Чайно-кофейный сервиз из четырёх предметов

Серебро 84°, штамп, золочение; кость, резьба.
Клейма: 1-3) 84-й пробы, герб Москвы «Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём дракона (обращен влево)» и «Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём дракона (обращен вправо)» в прямоугольных щитках со скошенными углами; 4-5) в прямоугольных щитках со скошенными углами клейма пробирного мастера «В.С» (Савинков Виктор, 1855–1888) над датами «1887» и «1888» и пробирного мастера «А·Р» (Романов А., 1886–1894) над датой «1888»; 6-7) именники «А.И.К.», «А.К.» в прямоугольных щитках.
Вес: 633 г кофейник, 150г молочник, 359 г сахарница, 498 г чайник.
Размеры: кофейник 18,5x21x10,5 см, чайник 14×20,5×11 см, молочник 9,5х10,5х7,2 см, сахарница 11,5х16х10,5 см.
Сохранность: патина, царапины, потертости золочения на кофейнике.

Эстимейт: 220 000 — 250 000
Не продано
Лот №232
Набор столовых ложек (12 шт.)

Серебро 84°, штамп, золочение.
9 ложек фабрики Н.В. Немирова-Колодкина, 3 ложки фабрики О.Ф. Курлюкова.
Клейма: на 9 ложках 1) 84-й пробы и герб Москвы «Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём дракона (обращен влево)», в овальном щитке (Московское пробирное управление, 1880-5 гг.); 2) клеймо фирмы «НЕМИРОВЪ КОЛОДКИНЪ» в прямоугольном щитке;
на 3 ложках 3) в овальном щитке «женская голова в кокошнике, обращенная вправо» с шифром московского пробирного округа («Δ», дельта) и обозначением пробы «84» (1908–1917 гг.); 4) клеймо фирмы «О.КУРЛЮКОВЪ» в прямоугольном щитке; 5) именник «СА» в прямоугольном щитке.
Вес 600 г.
Длина ложки 18 см.
Сохранность: патина, незначительные царапинки.
Происходит из семьи О.Ф. Курлюкова.  

Эстимейт: 120 000 — 160 000
Не продано
Лот №229
Совочек для чая с орнаментальном декором на черпале

Серебро 84°, штамп, гравировка.
Клейма: 1) клеймо Московского пробирного управления — герб Москвы «Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём дракона (обращен вправо)» с датой изготовления «1883» в фигурном щитке; 2) именник «ПА» в прямоугольном щитке со скошенными углами;
клейма перепробации советского периода: 3) литера «Δ» (дельта), голова рабочего, обращенная вправо, с молотком и «875» в щитке в форме лопатки (московского окружного пробирного управления, 1927–1946 гг.); 4) голова рабочего, обращенная вправо, с молотом и одной точкой слева снизу от него (московского окружного пробирного управления, 1927–1946 гг.) в круглом щитке; 5) «МЮФ» в овальном щитке (Московская ювелирная фабрика); 6) «Р.» в круглом щитке.
Вес: 21 г.
Длина: 10,5 см.
Сохранность: патина.

Эстимейт: 3 200 — 5 000
Продано: 3 600
Лот №226
Подстаканник с изображением растений монограммой «МВ» в резерве

Серебро 84°, золочение, гравировка.
Клейма: на исподе дна 1) 84-й пробы и герб Москвы «Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём дракона (обращен влево)» в прямоугольных щитках со скошенными углами; 2) в прямоугольном щитке со скошенными углами клеймо пробирного мастера «Л·О» над датой «1895» (Олекс Лев Федорович, 1890–1896 гг.);
на исподе дна, ручке и стенке 3) именник мастера «Р.А» в прямоугольном щитке (Аристархов Роман (?), владелец мастерской серебряных изделий, 1880–1896 гг.); 4) герб Москвы «Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём дракона (обращен влево) в круглом щитке.
Вес: 97 г.
Размеры: высота 8,5 см (по ручке), диаметр верха 6,5 см, диаметр основания 8 см, максимальная ширина 10,5 см.
Дарственная надпись: «Регенту // день Ангела отъ хора пѣвчихъ // 1896 г.»
Сохранность: деформация «юбочки», патина, потертости золочения.

Эстимейт: 15 000 — 20 000
Не продано
Лот №312
Часы карманные на цепочке

Серебро 875°, механизм, эмаль, гильошировка, гравировка; серебро 84°.
Размеры: диаметр 5,5 см; длина цепочки 26 см.
Вес: 151 г.
Клейма:
на передней крышке 1) пробирное «84/0,875»; 2) городское – медведь, стоящий на задних лапах и обращенный влево; 3) номер «269»;
на задней крышке 1) пробирное «84/0,875»; 2) городское – медведь, стоящий на задних лапах и обращенный влево; 3) номер «474269»;
на цепочке: 1) 84 пробы, «женская голова в кокошнике, обращенная вправо» с буквой «τ» (Костромское пробирное управление, 1908-1926 гг.) (фрагментарно); 2) «женская голова в кокошнике, обращенная вправо» в круглом щитке (фрагментарно); 3) в овальном щитке именник «AAB».
Сохранность: в нерабочем состоянии, стекло отсутствует, трещины на эмалевом циферблате, ржавчина на циферблате и стрелках, утраты на пластиковом защитном стекле, царапины на внутренней стороне задней крышки.

Эстимейт: 15 000 — 35 000
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!