Русское серебро

Первыми ювелирных дел мастерами были кузнецы. Они умело работали с серебром: его плавили, лили, штамповали, волочили, скручивали, гравировали, покрывали чернью и эмалью, использовали в работе методы чеканки, филиграни и зерни.

В X — XII веках художественная обработка серебра получила всестороннее и повсеместное развитие. Особенно значительными были успехи киевских ювелиров, чье мастерство и знание технологий позволило им создавать сложные узоры, а также соединять отдельные части предметов почти невидимым припоем.

В XIV — XV веках после разорения Золотой Ордой культурных центров снова началось возрождение техник работы с металлом. Например, было восстановлено искусство скани: оно не требовало сложного оборудования и потому получило широкое распространение.

Позже Москва стала центром художественной обработки драгоценного металла. Учрежденная в начале XVI века при Московском Кремле Оружейная палата в середине столетия значительно расширилась. Появились другие самостоятельные мастерские (палаты): Кузнечная, Золотая и Серебряная. В это же время были популярны чеканка и тиснение, особой тонкостью отличались изделия с чернью.

В XVII веке Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск наравне с Москвой были признаны центрами художественной культуры. Мастера начали более интенсивно инкрустировать украшения жемчугом и драгоценными камнями, эмаль приобрела более насыщенный цвет. Серебряные произведения были под стать декоративному убранству дворцовых помещений, отличавшихся яркостью и многоцветьем.

Стоит отметить, что вплоть до XVII века для изделий из драгоценных металлов ювелиры использовали огненный метод опробирования. Однако, в 1613 году вышел Указ о клеймении, согласно которому мастера должны были изготавливать серебряные предметы из сплава, по чистоте равного указанному образцу, т.к. серебро на протяжении многих веков играло существенную роль в экономике. Именно по этой причине правители были заинтересованы в качестве украшений из драгоценного металла, которое должно было соответствовать уровню пробы монет. Поэтому после проведения «монетной реформы» Петром I в 1700 году были установлены 4 пробы, а спустя некоторое время появились и цифровые, обозначавшие количество чистого серебра, входящего в состав сплава.

В Москве в 1729 были организованны «пробирные палатки», которые к 1735 году появились в Санкт-Петербурге. В ту пору серебряные изделия должны были иметь клеймо с годом создания и гербом города, пробу и инициалы мастера. В 1927 году такая система была заменена на метрическую, а в 1940 вместо «пробирных палаток» стала существовать инспекция пробирного надзора.

Сегодня в России существуют пробы 800, 830, 875, 925, 926. Соответствовать им должны как изделия, сделанные внутри страны, так и импортированные изделия, предназначенные для продажи.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Лот №188
Вилочка широкая с четырьмя зубцами

Серебро 84°, штамп, позолота.
Клейма:
1) «84» (обозначение пробы) и «женская голова в кокошнике, обращенная вправо, в овальном щитке с «α» (альфа, шифром петербургского пробирного округа  1908–1926 гг.)»; 2) «женская голова в кокошнике, обращенная вправо, в круглом щитке с одной точкой внизу справа от головы» (Петербургское пробирное управление); 3) именник «A.L.» в прямоугольном щитке со скошенными углами;
клейма перепробации советского периода
4) в овальном щитке обозначение пробы «875» с «головой рабочего, обращенного вправо, с молотком» и «Δ» (дельта); 5)  в круглом щитке «голова рабочего, обращенная вправо, с молотком и одной точкой слева снизу от него»; 6) МЮФ» в овальном щитке (Московская ювелирная фабрика); 7) «Р.» в фигурном щитке.
Вес 35 г.
Длина 14 см.
Сохранность хорошая без видимых дефектов.

Эстимейт: 3 500 — 6 000
Продано: 3 500
Лот №187
Сервировочный нож-лопатка

Серебро 84°, штамп, золочение.
Клейма: 1) «84» (обозначение пробы), «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалами «ЯЛ» в овальном щитке (клеймо Петербургского пробирного управления, с инициалами пробирного инспектора Якова Ляпунова, 1899–1903 гг.); 2) именник «JK» в овальном щитке;
клейма перепробации советского периода 3) клеймо московского окружного пробирного управления: обозначение пробы «875» с «головой рабочего, обращенного вправо, с молотком» в овальном щитке и Δ (дельта) (московского окружного пробирного управления, 1927–1946 гг.); 4) голова рабочего, обращенная вправо, с молотом и одной точкой снизу от него; 5) «МЮФ» в овальном щитке (Московская ювелирная фабрика); 6) «Р.» в круглом щитке; 7) клеймо в круглом щитке (нечитаемо).
Вес 56 г.
Длина 20,5 см.
Сохранность хорошая; царапинки.

Эстимейт: 9 500 — 12 000
Не продано
Лот №183
Половник с ручкой в стиле неоклассика

Серебро 84°, штамп, позолота.
Клейма: 1) в овальном щитке «женская голова в кокошнике, обращенная вправо», с обозначением пробы «84» и литерой «ο» («омикрон», шифр Закавказского пробирного управления, Бакинский губернский пробирер, 1906–1926 гг.); 2) «женская голова в кокошнике, обращенная вправо, в круглом щитке с одной точкой слева и одной точкой справа внизу относительно головы» в круглом щитке; 3) именник «W.H.» в овальном щитке; 4) в овальном щитке «полумесяц и три звезды над ним» (?);
клейма перепробации советского периода 5) «МЮ3» в прямоугольном щитке (Московская ювелирно-часовая фабрика, 1953 г.); 6) литера «Δ» (дельта), голова рабочего, обращенная вправо, с молотком и «875» в щитке в форме лопатки; 7) «Р.» в щитке в виде усеченного круга.
Вес 266 г.
Длина 35 см.
Сохранность: патина, окислы, царапинки.

Эстимейт: 50 000 — 70 000
Не продано
Лот №180
Террин (супница) с навершием в виде брокколи

Фирма «Сазиковъ»
Серебро 84°, литье, штамп.
Вес: 1999 г.
Размеры: максимальная высота (с крышкой) 15 см, максимальная ширина 30 см, диаметр ободка супницы 26 см, диаметр основания 14 см, диаметр крышки 22,5 см.
Клейма: на исподе дна и крышке 1) клеймо фирмы «Сазиковъ» в прямоугольном щитке под «двуглавым орлом с буквой «Н»»; 2) 84-й пробы в прямоугольном щитке и в прямоугольном щитке со скошенными углами (в т. ч. на обеих ручках и ободках супницы и крышки); 3) герб Москвы «Георгий Победоносец, обращенный вправо» в прямоугольном щитке со скошенными углами; 4) клеймо пробирного мастера «А·К» (Андрей Антонович Ковальский, 1821-1856 гг.) и дата «1852»; 5) на фигурке неразборчивое клеймо; 6) на исподе дна гравировка «№ 1».
Сохранность: следы бытовая (легкая деформация бортика), царапинки, патина.

Эстимейт: 990 000 — 1 300 000
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!