Русское серебро

Первыми ювелирных дел мастерами были кузнецы. Они умело работали с серебром: его плавили, лили, штамповали, волочили, скручивали, гравировали, покрывали чернью и эмалью, использовали в работе методы чеканки, филиграни и зерни.

В X — XII веках художественная обработка серебра получила всестороннее и повсеместное развитие. Особенно значительными были успехи киевских ювелиров, чье мастерство и знание технологий позволило им создавать сложные узоры, а также соединять отдельные части предметов почти невидимым припоем.

В XIV — XV веках после разорения Золотой Ордой культурных центров снова началось возрождение техник работы с металлом. Например, было восстановлено искусство скани: оно не требовало сложного оборудования и потому получило широкое распространение.

Позже Москва стала центром художественной обработки драгоценного металла. Учрежденная в начале XVI века при Московском Кремле Оружейная палата в середине столетия значительно расширилась. Появились другие самостоятельные мастерские (палаты): Кузнечная, Золотая и Серебряная. В это же время были популярны чеканка и тиснение, особой тонкостью отличались изделия с чернью.

В XVII веке Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск наравне с Москвой были признаны центрами художественной культуры. Мастера начали более интенсивно инкрустировать украшения жемчугом и драгоценными камнями, эмаль приобрела более насыщенный цвет. Серебряные произведения были под стать декоративному убранству дворцовых помещений, отличавшихся яркостью и многоцветьем.

Стоит отметить, что вплоть до XVII века для изделий из драгоценных металлов ювелиры использовали огненный метод опробирования. Однако, в 1613 году вышел Указ о клеймении, согласно которому мастера должны были изготавливать серебряные предметы из сплава, по чистоте равного указанному образцу, т.к. серебро на протяжении многих веков играло существенную роль в экономике. Именно по этой причине правители были заинтересованы в качестве украшений из драгоценного металла, которое должно было соответствовать уровню пробы монет. Поэтому после проведения «монетной реформы» Петром I в 1700 году были установлены 4 пробы, а спустя некоторое время появились и цифровые, обозначавшие количество чистого серебра, входящего в состав сплава.

В Москве в 1729 были организованны «пробирные палатки», которые к 1735 году появились в Санкт-Петербурге. В ту пору серебряные изделия должны были иметь клеймо с годом создания и гербом города, пробу и инициалы мастера. В 1927 году такая система была заменена на метрическую, а в 1940 вместо «пробирных палаток» стала существовать инспекция пробирного надзора.

Сегодня в России существуют пробы 800, 830, 875, 925, 926. Соответствовать им должны как изделия, сделанные внутри страны, так и импортированные изделия, предназначенные для продажи.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Лот №256
Портсигар с рифлёным декором и накладкой в виде двуглавого орла

Серебро 84°, золочение, штамп, монтировка; металл, резинки.
Клейма:
1) (зачеркнуто) 84-й пробы и «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалами «ЯЛ» (?) в овальном щитке (клеймо Петербургского пробирного управления, с инициалами пробирного инспектора Якова Ляпунова (?));
2) именник «СН» в прямоугольном щитке;
3) клеймо фирмы «К. ФАБЕРЖЕ» в прямоугольном щитке под гербом в виде имперского орла в круглом щитке;
польские клейма (1920-1963 гг):
4) 875-й пробы: цифра «2», «женская голова в косынке, обращенная влево» и буква «w» в прямоугольном щитке с выпуклыми противоположными горизонтальными сторонами;
5) «женская голова в косынке, обращенная вправо» в круглом щитке.
6) голова совы в фигурном щитке.
Размеры: 9,5х8х1,3 см.
Вес: 145 г.
Сохранность: потертости золочения, современная накладка.

Цена: 32 400
Купить
Лот №318
Часы карманные на цепочке

Серебро 875°, механизм, эмаль, гильошировка, гравировка; серебро 84°.
Размеры: диаметр 5,5 см; длина цепочки 26 см.
Вес: 151 г.
Клейма:
на передней крышке 1) пробирное «84/0,875»; 2) городское – медведь, стоящий на задних лапах и обращенный влево; 3) номер «269»;
на задней крышке 1) пробирное «84/0,875»; 2) городское – медведь, стоящий на задних лапах и обращенный влево; 3) номер «474269»;
на цепочке: 1) 84 пробы, «женская голова в кокошнике, обращенная вправо» с буквой «τ» (Костромское пробирное управление, 1908-1926 гг.) (фрагментарно); 2) «женская голова в кокошнике, обращенная вправо» в круглом щитке (фрагментарно); 3) в овальном щитке именник «AAB».
Сохранность: в нерабочем состоянии, стекло отсутствует, трещины на эмалевом циферблате, ржавчина на циферблате и стрелках, утраты на пластиковом защитном стекле, царапины на внутренней стороне задней крышки.

Цена: 24 000
Купить
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!