Русское серебро

Первыми ювелирных дел мастерами были кузнецы. Они умело работали с серебром: его плавили, лили, штамповали, волочили, скручивали, гравировали, покрывали чернью и эмалью, использовали в работе методы чеканки, филиграни и зерни.

В X — XII веках художественная обработка серебра получила всестороннее и повсеместное развитие. Особенно значительными были успехи киевских ювелиров, чье мастерство и знание технологий позволило им создавать сложные узоры, а также соединять отдельные части предметов почти невидимым припоем.

В XIV — XV веках после разорения Золотой Ордой культурных центров снова началось возрождение техник работы с металлом. Например, было восстановлено искусство скани: оно не требовало сложного оборудования и потому получило широкое распространение.

Позже Москва стала центром художественной обработки драгоценного металла. Учрежденная в начале XVI века при Московском Кремле Оружейная палата в середине столетия значительно расширилась. Появились другие самостоятельные мастерские (палаты): Кузнечная, Золотая и Серебряная. В это же время были популярны чеканка и тиснение, особой тонкостью отличались изделия с чернью.

В XVII веке Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск наравне с Москвой были признаны центрами художественной культуры. Мастера начали более интенсивно инкрустировать украшения жемчугом и драгоценными камнями, эмаль приобрела более насыщенный цвет. Серебряные произведения были под стать декоративному убранству дворцовых помещений, отличавшихся яркостью и многоцветьем.

Стоит отметить, что вплоть до XVII века для изделий из драгоценных металлов ювелиры использовали огненный метод опробирования. Однако, в 1613 году вышел Указ о клеймении, согласно которому мастера должны были изготавливать серебряные предметы из сплава, по чистоте равного указанному образцу, т.к. серебро на протяжении многих веков играло существенную роль в экономике. Именно по этой причине правители были заинтересованы в качестве украшений из драгоценного металла, которое должно было соответствовать уровню пробы монет. Поэтому после проведения «монетной реформы» Петром I в 1700 году были установлены 4 пробы, а спустя некоторое время появились и цифровые, обозначавшие количество чистого серебра, входящего в состав сплава.

В Москве в 1729 были организованны «пробирные палатки», которые к 1735 году появились в Санкт-Петербурге. В ту пору серебряные изделия должны были иметь клеймо с годом создания и гербом города, пробу и инициалы мастера. В 1927 году такая система была заменена на метрическую, а в 1940 вместо «пробирных палаток» стала существовать инспекция пробирного надзора.

Сегодня в России существуют пробы 800, 830, 875, 925, 926. Соответствовать им должны как изделия, сделанные внутри страны, так и импортированные изделия, предназначенные для продажи.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Лот №281
Половник с ручкой в стиле неоклассика

Серебро 84°, штамп, позолота.
Клейма: 1) в овальном щитке «женская голова в кокошнике, обращенная вправо», с обозначением пробы «84» и литерой «ι» («йота», шифр Варшавского пробирного управления, 1908–1917 гг.); 2) «женская голова в кокошнике, обращенная вправо, в круглом щитке; 3-4) клейма фирмы: именник «W.H.» (Wladyslaw Hempel) в овальном щитке, «полумесяц и три звезды над ним» в овальном щитке;
клейма перепробации советского периода 5) «МЮ3» в прямоугольном щитке (Московская ювелирно-часовая фабрика, 1953 г.); 6) литера «Δ» (дельта), голова рабочего, обращенная вправо, с молотком и «875» в щитке в форме лопатки; 7) «Р.» в щитке в виде усеченного круга.
Вес 266 г.
Длина 35 см.
Сохранность: патина, окислы, царапинки.

 

Эстимейт: 40 000 — 65 000
Лот №280
Террин (супница) с навершием в виде брокколи

Фирма «Сазиковъ»
Серебро 84°, литье, штамп.
Вес: 1999 г.
Размеры: максимальная высота (с крышкой) 15 см, максимальная ширина 30 см, диаметр ободка супницы 26 см, диаметр основания 14 см, диаметр крышки 22,5 см.
Клейма: на исподе дна и крышке 1) клеймо фирмы «Сазиковъ» в прямоугольном щитке под «двуглавым орлом с буквой «Н»»; 2) 84-й пробы в прямоугольном щитке и в прямоугольном щитке со скошенными углами (в т. ч. на обеих ручках и ободках супницы и крышки); 3) герб Москвы «Георгий Победоносец, обращенный вправо» в прямоугольном щитке со скошенными углами; 4) клеймо пробирного мастера «А·К» (Андрей Антонович Ковальский, 1821-1856 гг.) и дата «1852»; 5) на фигурке неразборчивое клеймо; 6) на исподе дна гравировка «№ 1».
Сохранность: следы бытовая (легкая деформация бортика), царапинки, патина.

Эстимейт: 900 000 — 1 200 000
Лот №279
Сервировочный нож-лопатка

Серебро 84°, штамп, золочение.
Клейма: 1) «84» (обозначение пробы), «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалами «ЯЛ» в овальном щитке (клеймо Петербургского пробирного управления, с инициалами пробирного инспектора Якова Ляпунова, 1899–1903 гг.); 2) именник «JK» в овальном щитке;
клейма перепробации советского периода 3) клеймо московского окружного пробирного управления: обозначение пробы «875» с «головой рабочего, обращенного вправо, с молотком» в овальном щитке и Δ (дельта) (московского окружного пробирного управления, 1927–1946 гг.); 4) голова рабочего, обращенная вправо, с молотом и одной точкой снизу от него; 5) «МЮФ» в овальном щитке (Московская ювелирная фабрика); 6) «Р.» в круглом щитке; 7) клеймо в круглом щитке (нечитаемо).
Вес 56 г.
Длина 20,5 см.
Сохранность хорошая; царапинки.

Эстимейт: 6 000 — 12 000
Лот №275
Набор столовых приборов (24 предмета) с растительным декором

Фабрика братьев Грачевых
Серебро 84°, штамп, золочение.
Клейма: 1) «84» (обозначение пробы), «женская голова в кокошнике, обращенная влево» и инициалами «ЯЛ» в овальном щитке (клеймо Петербургского пробирного управления, с инициалами пробирного инспектора Якова Ляпунова, 1899–1903 гг.); 2) клеймо фирмы «БР. ГРАЧЕВЫ» справа от герба в виде имперского орла в круглом щитке (на ножах,  вилках и десертных ложках); 3) клеймо фирмы «БР. ГРАЧЕВЫ» под гербом в виде имперского орла в круглом щитке (на чайных ложках).
Состоит из 6 десертных ложек, 6 вилок, 6 ножей, 6 чайных ложек.
Общий вес приборов 1086 г.
Десертные ложки 303 г (одна ок. 52 г), вилки 290 г (одна ок. 48 г), ножи 398 г (один ок. 67 г), чайные ложки 95 см (одна ок. 16 г).
Длина десертной ложки 17,5, длина вилки 17,2 см, длина ножа 21 см, длина чайной ложки 11,5 см.
В ящичке с ручками без крышки.
Сохранность: патина, незначительные следы бытования.

Эстимейт: 180 000 — 250 000
Лот №272
Часы карманные на цепочке

Серебро 875°, механизм, эмаль, гильошировка, гравировка; серебро 84°.
Размеры: диаметр 5,5 см; длина цепочки 26 см.
Вес: 151 г.
Клейма:
на передней крышке 1) пробирное «84/0,875»; 2) городское – медведь, стоящий на задних лапах и обращенный влево; 3) номер «269»;
на задней крышке 1) пробирное «84/0,875»; 2) городское – медведь, стоящий на задних лапах и обращенный влево; 3) номер «474269»;
на цепочке: 1) 84 пробы, «женская голова в кокошнике, обращенная вправо» с буквой «τ» (Костромское пробирное управление, 1908-1926 гг.) (фрагментарно); 2) «женская голова в кокошнике, обращенная вправо» в круглом щитке (фрагментарно); 3) в овальном щитке именник «AAB».
Сохранность: в нерабочем состоянии, стекло отсутствует, трещины на эмалевом циферблате, ржавчина на циферблате и стрелках, утраты на пластиковом защитном стекле, царапины на внутренней стороне задней крышки.

Эстимейт: 7 000 — 15 000
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!