Лот №237

В. Ленин (из триптиха К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин)

Коненков С.Т.(1874 - 1971 гг.)
В. Ленин (из триптиха К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин)

СССР, 1960- е гг.
Бронза, патинирование; постамент- бронза, окрашенная в черный цвет, гранит.
Подпись скульптора «Коненков»
30,0х18,0х23,0 см.; 34х29,5х27,5 см. (постамент)
Экспертиза ГИМ 2005 г.
Сохранность: потертости, одна рейка на постаменте отходит, потемнение металла.

 

Конёнков Сергей Тимофеевич (1874–1971)

Сергей Тимофеевич Конёнков — выдающийся русский и советский скульптор, педагог, реформатор пластики XX века. Его творческий путь объединил русскую народную традицию, символизм, модерн и черты импрессионизма. Благодаря уникальному стилю и философскому содержанию работ Конёнков стал известен как «русский Роден».

Ранние годы и становление

Сергей Конёнков родился 10 июля 1874 года в деревне Караковичи Смоленской губернии. В 1892 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Позднее продолжил обучение в Академии художеств в Петербурге. Его дипломную работу, наполненную экспрессией, комиссия уничтожила, но Конёнков не отказался от собственных художественных взглядов.

Параллельно с учёбой он изучал народное искусство, работал с деревом, путешествовал по Европе и осваивал технику мастеров прошлого. Эти влияния помогли ему сформировать самобытную манеру, основанную на синтезе традиций и личного мировоззрения.

Формирование творческого метода

С конца XIX века Конёнков создаёт экспрессивные образы, вдохновлённые русским фольклором, христианством и античностью. Его скульптуры отличает мощная внутренняя энергия и связь с природой. Вместо академической гладкости он стремился к «живой» форме, часто работал с деревом, используя резьбу как инструмент выражения.

Кроме того, Конёнков сознательно сохранял естественную структуру материала. Он подчеркивал фактуру, линии роста и даже дефекты древесины, превращая их в элементы образа.

Зарубежный период

В 1923 году художник уехал в США. Там он прожил более 20 лет и продолжил активную творческую деятельность. Его работы быстро нашли признание в культурных кругах. В Америке Конёнков создаёт портреты известных учёных, философов и музыкантов. Особенно ценен его образ Альберта Эйнштейна — философски глубокий и психологически точный.

Несмотря на длительное пребывание за границей, Конёнков сохранил тесную связь с Россией. В 1945 году он вернулся на родину и получил широкое признание как классик национальной скульптуры.

Основные темы и стилистика

В своём творчестве Конёнков уделял внимание духовным и философским образам. Он изображал музыкантов, пророков, крестьян, ангелов и сказочных существ. Скульптуры художника отличает внутренний ритм, пластическая свобода и выразительная резьба.

Мастеру удавалось передавать тонкие эмоциональные состояния. Его фигуры словно живут в своём пространстве — они дышат, смотрят, звучат. В технике он сочетал резьбу, лепку, вырубку, достигая почти живописной плотности формы.

Признание и достижения

Сергей Конёнков добился выдающегося общественного и профессионального признания:

  • В 1958 году получил звание Народного художника СССР;

  • В 1964 году — Герой Социалистического Труда;

  • В 1957 стал лауреатом Ленинской премии;

  • В 1951 — лауреат Сталинской премии;

  • Награждён двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Он стал академиком Академии художеств СССР и участвовал во всех крупнейших выставках эпохи.

Наследие и значение

Скончался Сергей Конёнков в Москве 9 декабря 1971 года. Его захоронили на Новодевичьем кладбище. В его бывшей мастерской сейчас открыт Музей С. Т. Конёнкова. Работы мастера хранятся в ведущих музеях России, включая Третьяковскую галерею, Русский музей и ГМИИ им. Пушкина.

Искусствоведы считают Конёнкова реформатором пластики, который сумел соединить древнюю традицию и дух нового времени. Он вдохнул новую жизнь в деревянную скульптуру и расширил границы образности в русской культуре.

Задать вопрос по лоту
Другие лоты этого аукциона
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!