Мир искусства


Мир искусства: история и влияние на культуру

Мир искусства — одно из наиболее значительных художественных объединений конца XIX — начала XX века, сыгравшее ключевую роль в развитии книжной и журнальной графики, сценографии, декоративно-прикладного искусства. Мастера, входившие в состав группы, во многом сформировали облик русского искусства на рубеже эпох.

Предыстория и создание объединения

Возникновению группы предшествовал так называемый «кружок самообразования», организованный в конце 1880-х годов студентами, стремившимися к синтетическому восприятию культуры. В его состав вошли А. Н. Бенуа, Д. В. Философов, В. Ф. Нувель — выпускники частной гимназии К. И. Мая. Позднее к ним присоединились Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П. Нурок, К. А. Сомов. С середины 1890-х годов руководство кружком фактически перешло к С. П. Дягилеву, благодаря которому в январе 1898 года в Музее училища барона А. Л. Штиглица состоялась «Выставка русских и финляндских художников». В ней приняли участие М. А. Врубель, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. А. Серов, а также финские живописцы В. Бломстед, А. Гален, А. Эдельфельт.

Основание журнала и художественная политика

Весной 1898 года С. П. Дягилев при поддержке членов кружка и известных художников И. Е. Репина, В. А. Серова, М. В. Нестерова, И. И. Левитана основал литературно-художественный журнал «Мир искусства». Финансовую поддержку изданию оказывали княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов. Первый номер журнала вышел 9 ноября 1898 года. Первоначально он издавался раз в две недели, а с 1901 годараз в месяц. Главным редактором стал С. П. Дягилев, а художественную политику определял А. Н. Бенуа. Журнал противостоял академизму и передвижничеству, предлагая альтернативу в виде синтеза искусств и эстетического ретроспективизма, основанного на внимательном изучении старинного искусства. Мирискусники подчеркивали индивидуальность художественного творчества, что привлекало к их проекту мастеров самых разных направлений. С первых номеров «Мир искусства» активно пропагандировал «русский национальный стиль», отражённый в работах В. М. Васнецова, С. В. Малютина, Е. Д. Поленовой, М. В. Якунчиковой. Впоследствии внимание было сосредоточено на XVIII — начале XIX века. Благодаря усилиям участников объединения заново открылось творчество Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, а также архитекторов русского барокко и классицизма. Помимо русской традиции, журнал знакомил читателей с западноевропейским искусством — творчеством А. Бёклина, Ф. Штука, П. Пюви де Шаванна, Г. Моро, Э. Берн-Джонса.

Литературное и художественное оформление

В 1900 году в журнале появился литературный отдел, который возглавил Д. В. Философов. Он ориентировался на символистскую поэзию и религиозно-философское направление. Среди ведущих авторов были Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. В. Розанов, Л. И. Шестов, Ф. К. Сологуб, К. Д. Бальмонт. Особое внимание уделялось художественному оформлению. Декоративные элементы — обложки, заставки, буквицы — разрабатывали Е. Е. Лансере, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Г. И. Нарбут, М. В. Якунчикова.

Выставки «Мира искусства»

В январе — феврале 1899 года в Музее училища барона Штиглица прошла первая художественная выставка, организованная редакцией журнала. В экспозиции приняли участие не только русские, но и европейские художники, включая Л. Анкетена, А. Бёклина, Ф. Брэнгвина, К. Моне, Г. Моро, П. Пюви де Шаванна, Дж. Уистлера. Выставки сразу стали заметным явлением в художественной жизни Петербурга. Так, 2-я выставка (1900 год) собрала более 10 тысяч зрителей, а доход от продаж составил около 17 тысяч рублей. В 1902 году произведения мирискусников были представлены в русском отделе Международной выставки в Париже, где К. А. Коровин, Ф. А. Малявин, В. А. Серов, П. П. Трубецкой получили высшие награды.

Перемены и распад объединения

В 1903 году «Мир искусства» объединился с московской выставочной группой «36 художников», что привело к созданию Союза русских художников. Последний номер журнала (№ 12 за 1904 год) вышел в начале 1905 года. Несмотря на формальный распад группы, её участники продолжали работать вместе. В 1906 году С. П. Дягилев организовал выставку под названием «Мир искусства», в которой участвовали представители новейших направлений:
  • Б. И. Анисфельд, М. Ф. Ларионов, В. Д. Милиоти, Н. Д. Милиоти, Н. Н. Сапунов, Н. П. Ульянов, А. Г. Явленский.
В 1910 году после раскола Союза русских художников группа мирискусников во главе с А. Н. Бенуа официально возобновила деятельность. Первое собрание прошло в октябре 1910 года, а устав был утверждён 17 июня 1914 года. После Февральской революции члены группы активно участвовали в переустройстве художественной жизни России. В 1917 году к ним присоединились члены «Бубнового валета». Последние выставки состоялись в 1917–1922 годах в Москве и Петрограде. В 1927 году в Париже прошла ретроспективная выставка «Мира искусства», закрепившая статус объединения как одного из самых влиятельных явлений в истории русского искусства.
Лотов нет
Лот №6
Сомов Константин Андреевич (1869 -1939)
Портрет Е. П. Носовой (урожд. Рябушинской)

Россия, 1911 год. Бумага, карандаш, цв. карандаш, акварель. 24,5 Х 21 см. Подпись и дата справа внизу. Рама, стекло, паспарту. Небольшое повреждение в левой части листа.
Экспертное заключение ГТГ (1997 год, эксперт С.М. Иваницкий), экспертное заключение ГТГ (1998 год, эксперт Е.М. Жукова)

Евфимия Павловна Носова (1881-1976) - дочь Павла Михайловича Рябушинского, известная собирательница искусства начала ХХ века. Особняк Е. П. Носовой стал одним из художественных центров Москвы, где устраивались литературные вечера, театральные представления, вернисажи с участием поэта Кузмина, художников Судейкина, Сомова, Добужинского и других. Часто позировала для своих портретов. В 1910-1911 годах К.А. Сомов также написал крупный живописный порет Е.П. Носовой, который сейчас хранится в Третьяковской Галерее.

 

Эстимейт: 1 800 000 — 2 200 000
Не продано
Лот №188
Яковлев Александр Евгеньевич (1887-1938)
Четыре листа из альбома «Японский театр (Кабуки)»

Франция, 1933 год. Бумага, гелиогравюра. 38 Х 28 см (в свету). Рама, стекло, паспарту.

Данные гелиогравюры являются вкладными листами книги Iakovleff A., Elisseeff S. «Le theatre Japonais (Kabuki)», Paris, edite sous la direction de Jacues de Brunoff, chez Jules Meynial, 1933 [Яковлев А., Елисеев С. «Японский театр (Кабуки)», Париж, под редакцией Жака Брюноффа, Жюля Мениаля, 1933], состоящей из 32 листов и выпущенной в 1933 году в 500 номерных экземплярах. Все эстампы выполнены на высококачественной тряпичной бумаге марки «D’Arches» с водяными знаками и обрезанными краями. Листы исполнены в популярной в первой половине ХХ века технике гелиогравюры и воспроизводят оригинальные рисунки А.Е.Яковлева, сделанные им под впечатлением от посещения театра Кабуки. Эти рисунки были выполнены в период от 1918 до 1932 года, как во время первого путешествия по Азии, так и экспедиции «Желтый путь» 1931 – 1932 гг., организованной автомобильной компанией «Ситроен». Рисунки представляют А.Е.Яковлева как внимательного и наблюдательного рисовальщика, проявляющего большой интерес к символике театра Кабуки, мизансценам, гриму, мимике и выразительным жестам актеров.

Эстимейт: 75 000 — 85 000
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!