Западноевропейская бронза, скульптура

История скульптуры берет начало в каменном веке. Самые ранние из известных нам скульптурные изображения датируются примерно 230.000–200.000 годами до н.э. Из мамонтовой кости, разных типов камня и глины древние люди делали различные фигурки человека и животных. Начиная с 650 годов до н. э. появляется Греческая скульптура, которая шла по пути усложнения форм: от куросов, имитирующих колонны, до сложных детальных изображений атлетов в движении, а изображение богов в скульптуре воплощало абсолютно человеческих качеств. Через несколько лет Римляне будут создавать копии произведений греческой скульптуры.

В эпоху средневековья образовывается связь между архитектурой и скульптурой. Из-за средневековых догм скульптуру отождествляли с идолами, поэтому фигурные композиции различных форм стояли не отдельно, а размещались как на фасаде здания, так и внутри.

Древнегреческие статуи и рельефы очень важны для мировой культуры, их влияние ощущается и по сей день. После затишья средних веков, следящий всплеск интереса к этому виду искусства наблюдался в эпоху Возрождения и барокко, когда скульпторы пытались подражать античному искусству и развивать его идеи. Главной особенностью скульптуры эпохи возрождения стала компактность композиции, использование метода литья бронзы.

Традиции римской античности в XIX веке имеют особую актуальность для скульптуры западноевропейского классицизма. Как известно, античная скульптура, в основном, изображала богов и происходящих от них людей, наделенных божественной силой. Покой, в котором пребывает скульптура классицизма, означает моделирование человека, преисполненного божественным содержанием, и представляет человека таким, каким он задуман в своем неразрывном и первозданном единстве с божественным началом.

Аукционный дом  №1 сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не были представлены на аукционных торгах. Так же на нашей площадке производится оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием! В разделе энциклопедии вы можете найти сведения о европейских, русских и советских художниках, работавших в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, галерею работ, аукционные продажи, Также вы можете на нашем сайте купить картину. оценить картину. продать картину интересующих вас авторов!

Лот №197
Парные скульптуры «Поцелуй» («Bécaux» и «Encore»)

Выполнены по модели ок. 1774–1780 гг. французского скульптора Жана-Антуана Гудона (1741-1828)
Скульптуры: бронза, литье, чеканка, патинирование. Постамент: мрамор, резьба; бронза, золочение.
Размеры: высота c постаментом 25 см, постамент 9,3х9,5х15 см; высота c постаментом 26 см, постамент 9,3х9,3х15 см.
Другие названия: «Le Baiser Donné», «Le Baiser Rendu».
Сохранность: утрата цепочки на постаменте одной скульптуры, микроскольчики на основаниях постаментов, окислы, потертости золочения.
Устная консультация по подлинности. Эксперт Малаева Замира Гафаровна.

Ранние работы могли изготавливаться в мастерской Пьера-Филиппа Томира (1751–1843), хранятся в Музее Боде (инв. № 5/90, 360; Берлин), музеях «Собрание Уоллеса» (инв. № S217, S218; Лондон), ФГБУК Государственный музей-заповедник «Павловск» (инв. № ЦХ-4298-IV), ФГБУК «Государственный Эрмитаж» (инв. № Эпр-6193; фрагмент каминных часов).

Эстимейт: 100 000 — 150 000
Не продано
Лот №43
Скульптура-шкатулка «Олень»

Серебро 925° (стерлинговое), литьё, чеканка.
Клейма: фирмы-изготовителя 1-2) «прописная литера «А» с короной наверху» и «два перекрещенных ключа» в фигурном щитке (предположительно клейма Ханау фирмы «B. Neresheimer & Söhne», не были официально зарегистрированы);
клейма перепробации при импорте для продажи в Англии 3) «лев, обращённый влево» в фигурном щитке (английское государственное пробирное клеймо, обозначающее 925-ю пробу); 4) «голова леопарда» в фигурном щитке (Лондонской пробирной палаты, подтверждающей 925-ю пробу); 5) литера «g» в фигурном щитке (1902 год пробирования); 4) литера «F» в овальном щитке (обозначение для импортируемого серебра); 6) именник «BM» в прямоугольном щитке со скошенными углами (клеймо фирмы «B. Muller & Son» («Berthold Muller») фирмы-импортёра); 7) фигурное клеймо мастера английской фирмы.
Вес: 5 889 г (общий); 4300 г (туловище); 1451 г (голова); 138 г (рог).
Размеры (ДхШхВ): 57х22х58,5 см (общий); 41х22,5х27 см (голова); 6х4,5 х19 см (рог).
Составной характер: голова отсоединяется от тела.
Сохранность: патина; с правой стороны деформация рога и отломан рог, утрата фрагмента на отломанной части; незначительные царапинки.

Эстимейт: 1 500 000 — 3 500 000
Не продано
Лот №42
Pierre Philippe Thomire / Пьер-Филипп Томир (1751-1843)
Подставка с фигурами трёх пляшущих вакханок

Франция, Париж, мастерская П.-Ф. Томира, нач. 1840-х гг. 
Экспертиза Л.А. Дементьевой от 23.06.2025.
Бронза, литье, чеканка, золочение.
Модель — начало 1820-х гг.
На плинте надпись: THOMIRE A PARIS.
Размеры: высота 62 см, диаметр основания 23,5 см, диаметр корзины 25,5 см.
Сохранность: утрата фрагментов (посохов, деталей корзины), следы реставрации корзины, потертости золочения.
Имеет музейное и коллекционное значение. 

Подставка представляет собой выдающийся образец парадного столового украшения эпохи ампир. Она выполняла не только декоративную, но и утилитарную функцию: её ажурная корзина, образованная виноградной лозой, предназначалась для размещения хрустальной вазы с фруктами, цветами или сладостями. Иногда вместо корзины устанавливался обруч со свечниками.
Подставка могла быть расположена на специальном зеркальном плато «surtout de table». Мерцание свечей, отражаясь в зеркальной поверхности и хрустальных элементах, усиливало блеск золоченой бронзы, создавая эффект сияния и торжественного величия, что превращало обеденный стол в произведение искусства.
Художественное решение подставки наполнено символикой. Три фигуры вакханок, спутниц Бахуса, в виноградных венках олицетворяют осенние праздники, освобождение от мирских забот и радость бытия. Композицию дополняют рельефы на основании, изображающие хоровод путти — мифологических предвестников земной любви. Они несут цветочные гирлянды с листьями аканта, который в античной традиции служил символом триумфа. Вместе эти образы создают сложную аллегорию празднества, изобилия и преодоления жизненных испытаний.
Аналогичные изделия представлены в собрании Государственного Эрмитажа (Инв. № Эпр-8018, Эпр-1035) и Государственного исторического музея (Инв. № БР 11, БР 221/1, БР 221/2, БР 9/1).

Эстимейт: 1 500 000 — 1 800 000
Не продано
Ваш запрос на добавление лота отправлен на модерацию!